Литература как инклюзия

Мы (коротко):

 

- собираем и классифицируем книги по теме, ведем список “Обычные книги про необычных детей”

 

- делаем индивидуальные подборки из списка по запросам (например, для детей, которые поступают в инклюзивный класс)

 

- читаем лекции и проводим мастер-классы по работе с инклюзивной литературой 

 

- собираем и внедряем на практике различные способы и методы работы с “литературой включения” — те самые связные действия (курс “Чуткие истории”)

 

- переводим в тактильный вид современные детские книги (проект “Тактильные книги")

 

- делимся опытом в области изготовления тактильных книг (“Школа тактильных книг", выкройки и инструкции на сайте)

 

- проводим инклюзивные чтения, в рамках которых встречаются обычные детки и дети с особенностями зрения (курс “Инклюзивные чтения”)

 

Тщательно отобранные детские книги, вместе с соответствующим обсуждением и деятельностью служат эффективным введением в уникальные потребности каждого человека.

 

В будущем общество выиграет от усилий авторов, иллюстраторов, педагогов и библиотекарей, которые сегодня помогают детям развивать позитивное отношение к различиям и инвалидности.

 

img_20180210_122543_0.jpg

 

А теперь не так коротко:

 

Чаще всего сегодня в контексте инклюзии говорят и пишут об инклюзивном образовании и личном разнообразии. И намного меньше про инклюзивную культуру. То есть, по сути, сегодня мы говорим о внедрении чего-то нового (инклюзивного образования, например) в совершенно неподготовленной среде. Вырываем из контекста. Прыгаем через ступеньки, не закладывая твердой основы. 

 

Простой пример. 

Откуда современный ребенок сегодня может узнать о своих сверстниках с особенностями развития? Особенно, если принадлежит с этими сверстниками к разным социальным слоям? 

 

Поэтому давайте вернемся к книгам. И рассмотрим развитие инклюзивной детской литературы — как один из способов подготовки среды.  

 

Почему детской? Потому что нам кажется важным говорить в первую очередь с читателями, которые еще в силу возраста лишены предрассудков. Открывая для себя и примеряя на себя жизнь других, они расширяют понятие нормы и постигают разнообразие мира, готовясь ко взрослости. 

 

img_20200130_152139_1_0_0.jpg

 

Инклюзивное литература (inclusive literature) — это литература, ориентированная на формирование положительного восприятия инвалидности и личного разнообразия.

 

В своей работе мы придерживаемся следующего подхода к структуре понятия “Инклюзивная литература”:

 

1. художественная литература, в которой затрагиваются вопросы особенного детства, взаимоотношений особенных детей со сверстниками и взрослыми

 

2. литература для детей с особыми образовательными потребностями (книги с шрифтом Брайля, упрощенным текстом, использованием пиктограмм, тактильные книги и др.)

 

Художественная литература, в которой затрагиваются вопросы особенного детства

 

Книги делают неизвестное известным, они предоставляют читателям возможность расти и развиваться. 

 

К инклюзивной литературе это относится еще в большей мере. Если у ребенка есть знакомый с инвалидностью, то такие ресурсы жизненно важно включить в круг чтения.  Если же нет — возможно, это еще более важно.

 

Книги (кроме набившего всем оскомину “воспитания толерантности”): 

 

  • помогают  объяснить инвалидность на несложном языке без жаргона

  • отличный способ подготовки к диалогу (если ребенок идет в инклюзивный класс, например)

  • учат ответственности. Они говорят,  что особенные граждане нашего общества имеют такие же права на эту жизнь, как и мы с вами

  • детям с определенными особенностями важно быть представленными в книгах. Это влияет на самооценку и эмоциональное благополучие, помогает уменьшить чувство одиночества и изоляции

 

“Литература включения” работает даже без дополнительных связанных действий: книги можно просто поставить в классе, рекомендовать в индивидуальном порядке, включать в другие мероприятия. 

 

Связанные обсуждения и мероприятия могут сделать список еще эффективней. 

 

 

 

 


 

Связные материалы на сайте: