Мы (коротко):
- собираем и классифицируем книги по теме, ведем список “Обычные книги про необычных детей”
- делаем индивидуальные подборки из списка по запросам (например, для детей, которые поступают в инклюзивный класс)
- читаем лекции и проводим мастер-классы по работе с инклюзивной литературой
- собираем и внедряем на практике различные способы и методы работы с “литературой включения” — те самые связные действия (курс “Чуткие истории”)
- переводим в тактильный вид современные детские книги (проект “Тактильные книги")
- делимся опытом в области изготовления тактильных книг (“Школа тактильных книг", выкройки и инструкции на сайте)
- проводим инклюзивные чтения, в рамках которых встречаются обычные детки и дети с особенностями зрения (курс “Инклюзивные чтения”)
Тщательно отобранные детские книги, вместе с соответствующим обсуждением и деятельностью служат эффективным введением в уникальные потребности каждого человека.
В будущем общество выиграет от усилий авторов, иллюстраторов, педагогов и библиотекарей, которые сегодня помогают детям развивать позитивное отношение к различиям и инвалидности.
А теперь не так коротко:
Чаще всего сегодня в контексте инклюзии говорят и пишут об инклюзивном образовании и личном разнообразии. И намного меньше про инклюзивную культуру. То есть, по сути, сегодня мы говорим о внедрении чего-то нового (инклюзивного образования, например) в совершенно неподготовленной среде. Вырываем из контекста. Прыгаем через ступеньки, не закладывая твердой основы.
Простой пример.
Откуда современный ребенок сегодня может узнать о своих сверстниках с особенностями развития? Особенно, если принадлежит с этими сверстниками к разным социальным слоям?
Поэтому давайте вернемся к книгам. И рассмотрим развитие инклюзивной детской литературы — как один из способов подготовки среды.
Почему детской? Потому что нам кажется важным говорить в первую очередь с читателями, которые еще в силу возраста лишены предрассудков. Открывая для себя и примеряя на себя жизнь других, они расширяют понятие нормы и постигают разнообразие мира, готовясь ко взрослости.
Инклюзивное литература (inclusive literature) — это литература, ориентированная на формирование положительного восприятия инвалидности и личного разнообразия.
В своей работе мы придерживаемся следующего подхода к структуре понятия “Инклюзивная литература”:
1. художественная литература, в которой затрагиваются вопросы особенного детства, взаимоотношений особенных детей со сверстниками и взрослыми
2. литература для детей с особыми образовательными потребностями (книги с шрифтом Брайля, упрощенным текстом, использованием пиктограмм, тактильные книги и др.)
Художественная литература, в которой затрагиваются вопросы особенного детства
Книги делают неизвестное известным, они предоставляют читателям возможность расти и развиваться.
К инклюзивной литературе это относится еще в большей мере. Если у ребенка есть знакомый с инвалидностью, то такие ресурсы жизненно важно включить в круг чтения. Если же нет — возможно, это еще более важно.
Книги (кроме набившего всем оскомину “воспитания толерантности”):
помогают объяснить инвалидность на несложном языке без жаргона
отличный способ подготовки к диалогу (если ребенок идет в инклюзивный класс, например)
учат ответственности. Они говорят, что особенные граждане нашего общества имеют такие же права на эту жизнь, как и мы с вами
детям с определенными особенностями важно быть представленными в книгах. Это влияет на самооценку и эмоциональное благополучие, помогает уменьшить чувство одиночества и изоляции
“Литература включения” работает даже без дополнительных связанных действий: книги можно просто поставить в классе, рекомендовать в индивидуальном порядке, включать в другие мероприятия.
Связанные обсуждения и мероприятия могут сделать список еще эффективней.
Связные материалы на сайте: