Выводы и рекомендации по работе с инклюзивной литературой

Применив методику составления библиографии книг, художественно представляющих инвалидность, есть резон вернуться к аспектам взаимодействия «инклюзивная литература — библиотекарь», чтобы прокомментировать их с точки зрения полученного опыта:

 

  • Информированность библиотекарей об инклюзивной литературе и готовность работы с ней;
  • Составление коллекций: поиск и оценка книг, оформление поискового аппарата коллекции;
  • Работа с коллекцией: продвижение, консультирование других специалистов, сопутствующие мероприятия, разработка и проведение специальных читательских программ.

img_20220706_205201_-_kopiya_0.jpg

 

1) Информированность библиотекарей об инклюзивной литературе и готовность работы с ней.

Анна Вацлавовна Годинер на наш вопрос, с чего стоит начать работу с инклюзивной литературой, ответила: «Начать надо с самих себя, своего отношения к теме, читать/переживать такие книги для разных возрастов, учиться говорить о них, уметь делиться своими впечатлениями».

То есть сбор фактической информации и, при необходимости, борьба со своими предрассудками — начало работы библиотек по составлению библиографии инклюзивной литературы.

 

Мы уверены, что информацию об инклюзивных книгах следует вводить в предварительную подготовку библиотекарей и повышение квалификации без отрыва от производства.

 

Библиотекари должны либо работать над изучением инвалидности, либо заручиться поддержкой профессионалов и/или квалифицированных коллег.

 

Создание национального онлайн-центра с различными формами инвалидности, представленными в детской и подростковой литературе, может быть одним из способов помочь библиотекарям в повышении их осведомленности.

 

Кроме того, сотрудники публичных библиотек, особенно те, кто занимается обслуживанием читателей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть обеспечены информацией не только о государственных программах, но и общественных инициативах, касающихся таких категорий читателей.

 

2) Составление коллекций: поиск и оценка книг, оформление поискового аппарата коллекции.

Составление библиографии предполагает понимание целевой аудитории и задачи создания коллекции. На основании этого и надо определять для себя категории книг, которые будут или, наоборот, не будут включены в коллекцию.

Будете ли вы работать только с книгами, художественно представляющими инвалидность? Или расширите границы до понятия «инаковости», включив книги, например, «о не таких, как все» — белых воронах, людях, с нестандартной внешностью или поведением?

Как показывает опыт Анны Вацлавовны Годинер и проекта «ЗаЧтение», среди вариантов могут быть книги, в которых герой: переживает посттравматический синдром; из неблагополучной семьи; сирота; попал в сложную жизненную ситуацию; переживает смерть близкого человека; сам умирает; подвергается буллингу; проявляет агрессию; относится к ЛГБТ и др.

 

Составление коллекции стоит начинать с проверки своего собственного фонда. Целесообразно также обратиться в национальную, государственную или местную организацию, которая специализируется на инвалидности. Если организация не может порекомендовать книги — она ваш будущий клиент.

 

Следите за всеми вышеперечисленными библиографиями в этой области («Мир особого детства и юности», «Книги, помогающие жить», «Обычные книги про необычных детей»), а также подборками в интернете: например, на портале Livelib [28; 32; 33; 34; 40; 46; 37].

 

Чтобы не пропустить книги местных авторов, проверяйте сайты издательств и книжных магазинов, а также сами магазины — не всегда в издательской аннотации указано наличие особенных героев.

 

Попробуйте договориться с другими библиотеками на совместную деятельность по обнаружению книг — заведите переписки в мессенджерах или целые аккаунты (пример — группы в социальных сетях «Литература как инклюзия» [43]).

 

Прочитайте абсолютно всё, что найдете, чтобы иметь возможность всесторонне оценить каждую книгу. Для этого, на основании критериев, предложенных разными специалистами, определите свои.

 

Нами было выделено 6 крупных критериев, каждый из которых имел разное количество подпунктов и оценивался комплексно, по пятибальной шкале. Целесообразно, как показала практика, назначать какое-то количество баллов за каждый подпункт — так проще выставлять оценку каждому критерию.

 

Некоторые советы по оценке книг.

 

Не тратьте время на оценку книг, которые выставляют людей с инвалидностью жертвами, пытаются вызвать жалость и «давят» на сентиментальность. В качестве «инклюзивной литературы» они не пригодны. То же самое касается книг, в которых герои постоянно грустят, страдают и жалуются — никто не может постоянно делать что-то настолько однобокое. Постоянная озабоченность своим состоянием и надеждой на излечение — это бег по кругу.

 

Обратите внимание и на чрезмерно «положительных» героев с инвалидностью: слишком мудрых, слишком умных, неестественно вдохновляющих своими эмоциональными или физическими характеристиками. Если это компенсация за инвалидность — такая книга тоже не будет работать в качестве инклюзивной.

 

Не стоят внимания книги, в которых:

  • обычные действия героев представлены как героические;
  • герои не могут сделать ничего без поддержки других людей. А эти другие — «святые люди», которые возятся с ними из дружеских или родственных чувств;
  • герои представлены, как что-то постыдное и непривлекательное, для их описания используется снисходительный тон или уничижительный язык.

 

Ещё раз подчеркнем, что такие истории имеют полное право на существование, но не будут выполнять задачи, которые стоят перед инклюзивной литературой.

 

Есть ли в вашей коллекции книги, герои которых однозначно представлены как «один из нас», а не «один из них»?

А книги, в которых герои занимают активные и лидерские позиции?

Герои разных социальных слоев, религий и сексуальных ориентаций? (маловероятно, это пока «белое пятно» в русскоязычной и белорусскоязычной литературе).

Книги, которые могут предоставить точную информацию об инвалидности и представить особенности взаимодействия с людьми, которые её имеют?

Книги, в которых представляют инвалидности как проблему всего общества, а не только конкретного героя? [65]

 

Последний совет по оценке — не будьте лояльны к книгам только потому, что они «свои» (русский, белорусский, местный автор). Да, на данный момент хороших инклюзивных книг, переведенных с других языков, больше, чем написанных на русском и белорусском языках. Но инклюзивная литература — это инструмент, а инструмент должен быть хорошим.

 

Оформление коллекции и её поискового аппарата потребовало от нас переосмысления категорий книг, которые мы ввели для возможности поиска по видам инвалидности героя. Также стало очевидно, что проектируемую библиотеку надо дополнить «картой» выделенных категорий, чтобы отразить их подчиненные связи. Например, категория «гидроцефалия» относится к «неврологическим нарушениям», что также является категорией для книги «Абсолютно правдивый дневник индейца на полдня».

 

В книге «Когда моё сердце станет одним из Тысячи» — три категории, в порядке от общего к частному: «Психические расстройства и расстройства поведения» + «РАС» + «Синдром Аспергера». Притом Синдром Аспергера не выделен отдельно в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [44], и мы ввели его самостоятельно, потому что он чаще других РАС (расстройств аутистического спектра) представлен в художественной литературе.

 

Какой бы комплекс критериев Вы не выбрали для оценки уже существующей или для формирования коллекции — стоит помнить, что:

  • важно смотреть не только на критерии, но и на всю книгу в целом;
  • важно не только собирать, но постоянно пересматривать коллекции;
  • создание коллекции — это только начало работы с инклюзивной литературой, которая предполагает продолжение: продвижение коллекции среди читателей и специалистов, работающих с книгами, нахождение и даже разработка подходящих инструментов работы с коллекцией.

 

Работа с коллекцией: продвижение, консультирование других специалистов, сопутствующие мероприятия, разработка и проведение специальных читательских программ.

 

В своей практической деятельности мы делим инструменты работы с коллекцией на пассивные и активные.

 

Позволить коллекции работать самой — это пассивные методы. Просто разместите книги в свободном доступе.

 

Давайте индивидуальные рекомендации по запросам. Это могут быть рекомендации как для специалистов (учителей, воспитателей, дефектологов), так и для родителей. Например — в класс приходит ребёнок с инвалидностью. В качестве подготовки весь класс может почитать и обсудить на классном часу или литературе книгу, которую вы посоветуете. А некоторым родителям вы подберете дополнительные книги исходя из читательского уровня их ребенка. Нам кажется, публичные библиотеки должны иметь возможность предоставлять списки инклюзивных книг по запросам.

 

Добавляйте книги из коллекции в читательские и учебные программы библиотеки, не дожидаясь момента, пока в классе или группе появится ребенок с инвалидностью.

 

Активные методы продвижения коллекции, которые использует проект «ЗаЧтение».

 

Громкие чтения. Это простая мера требующая, однако, определенных текстов, подходящих для совместных историй. Было бы неплохо, если бы библиотека могла предложить педагогам подборку инклюзивных книг, которые можно просто прочитать вслух. Также можно предложить ссылки на видеозаписи чтений таких книг. Проект «ЗаЧтение» размещает записи своих чтений на своём youtube-канале [36] и дополняет ими (не только своими, но и всеми, что находит) подборку книг «Обычные книги про необычных детей» [46].

 

Групповое обсуждение прочитанных книг требует определенных навыков у ведущего. Сценарии удачных мероприятий размещаются на сайте, чтобы ими могли воспользоваться все желающие [42]. Рискуйте брать интересные книги — обсуждение работает на разных уровнях и приводит к интересным результатам. Это может быть наслаждение от ритма и языка в стихотворении (например, «Одно целое»), или стиль иллюстрации в графическом романе («Я — слон!).

 

Вот некоторые приемы, которые можно использовать при групповой работе:

  • изменить текст (включить инвалидную коляску);
  • выполнить ролевые и имитационные упражнения (читать по губам, выполнять действия с завязанными глазами и др.);
  • расширить историю, сделав ссылки на учебную программу;
  • использовать стимул-боксы с объектами, относящимися к истории. Сенсорный и иммерсивный опыт увеличивают вовлеченность участников;
  • пригласить к участию человека с инвалидностью. Тут важно, чтобы он был хорошим собеседником;
  • съездить «на места», упоминаемые в книгах — реабилитационные центры, интернаты для детей. Метод для «продвинутых» групп, знакомых с темой.

 

Передвижная выставка с книгами. Проект «ЗаЧтение» участвует в фестивалях и профессиональных мероприятиях, представляя книги в виде выставки. Удачной нам кажется идея мини-выставок, передаваемых на время в классы, возможно, с разработанными к ним заданиями (дневниками, картами). Такие программы давно существуют за рубежом. Стало быть, идея выставок может быть развита в конкретную услугу, предлагаемую библиотекой школам [77; 68; 52].

 

Специальные тематические читательские программы. Время от времени проект «ЗаЧтение» предлагает детям и родителям читать определенные книги из списка «Обычные книги про необычных детей». На каждую книгу даётся определенное время, по истечению которого участники получают домашнее задание и бонус — приглашение на офлайн встречу. Каждая следующая книга «сложнее» предыдущей, погружение в тему растет. У специальных читательских программ может быть масса вариантов, главное — открыто предупредить о тематике книг и встреч [39].

 


Из магистерской выпускной квалифакционной работы Ольги Вовк "Художественная литература в поддержку инклюзивных практик в библиотеках и школах: методика составления библиографий"

Список литературы тут.


Связные материалы по проекту "Литература как инклюзия" тут

 


сачыць за новымі ідэямі для кнігасустрэч спадручна ў telegram  / следить за свежими идеями для книговстреч удобно в telegram