Как пользоваться библиотекой инклюзивной литературы на сайте

 

Как пользоваться библиотекой инклюзивной литературы: инструкция.

 

Для начала разделе “Книги”, в фильтре “Подборка” выберите “Инклюзивную литературу”. Далее можно искать только по возрасту, только по категории или  пользоваться обоими фильтрами. 

 

instrukciya_1.jpg

 

При обозначении возрастной адресации мы опирались исключительно на свой опыт работы с читателями, а не на маркировку, указанную издательством. В каждом отдельном случае мы исходили из особенностей текста и сюжета. 

 

После прочтения всех (!) книг, представленных в библиотеке,  мы определили набор критериев, чтобы соотнести каждый текст с одним или несколькими из них - назовем их условно Категории для инклюзивной литературы (ниже мы приведем “карту” категорий с подчиненными связями, чтобы облегчить поиск).

 

instrukciya_2.jpg

 

При поиске важно разделять художественную литературу, представляющую инвалидность и специальную литературу для детей с особенностями чтения (тактильные книги, книги с шрифтом Брайля, книги для дислектиков, книги с дополненным чтением и др). Последние мы классифицировали как “Специальные книги”.

 

Категории в литературе, представляющей инвалидность, зависят от возрастной адресации книги.

 

Для самых маленьких мы выделили категории, которые не называют конкретное заболевание (рано), но все-таки говорят об инклюзивности. 

 

  • “Самотолерантность” относится к книгам, герои которых пытаются найти себя, понять свое место и свои чувства. “Не хочу быть лягушкой”, “Иногда я чувствую себя”, “Большой вопрос маленького хамелеона” и др. 

 

  • “Другие” (не такие все, одаренные, белые-вороны, с нестандартной внешностью и поведением) - понятие широкое. Мама Му, которая отказывается быть приличной коровой, мишка в полоски (“Полосатый”), легендарный “Элмер”- слон в клетку, “Большая маленькая девочка” и многие другие герои, с разной степенью непохожести на считающееся нормой. 

 

  • “Книги о невозможной дружбе” продолжают тему “других” и начинают разговор о том, что разные, непохожие люди, могут найти друг друга. А различия — быть поводом для роста и расширения кругозора.

 

Если в книге для самых маленьких возможно определить заболевание, то оно  категоризировано дополнительно.

 

Еще категории условно можно разделить на категории-диагнозы и категории, описывающие другие трудные жизненные ситуации, не связанные с инвалидностью (сиротство, девиантное поведение, буллинг, проживание смерти близкого и др.)

 

Категории-диагнозы выстроены согласно (но не идентично) Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11), в порядке от общего к частному. 

 

Например, в книге «Когда моё сердце станет одним из Тысячи» — три категории (от общего к частному): «ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА» + «РАС» + «Синдром Аспергера». Притом Синдром Аспергера не выделен отдельно в МКБ-11, и мы ввели его самостоятельно, т.к. что он чаще других РАС (расстройств аутистического спектра) представлен в художественной литературе.

 

НОВООБРАЗОВАНИЯ

 

ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

  • нарушение интеллектуального развития

  • РАС 

         - синдром Аспергера

  • шизофрения 

  • СДВГ

 

  • ОБЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО

          - навязчивые мысли

          - навязчивые действия

 

  • НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЯЗЫКА

          - афазия

          - заикание

 

  • АФФЕКТИВНЫЕ И НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА 

          - депрессия 

          - агрессивность 

          - посттравматический синдром 

 

АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ

 

  • синдром Дауна

  • объединенные близнецы

  • расщелина губы и неба (заячья и волчья пасть)

 

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

 

  • диабет

 

ИНФЕКЦИОННЫЕ И ПАРАЗИТАРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

  • ВИЧ

 

БОЛЕЗНИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

  • гидроцефалия

  • эпилепсия

  • церебральный паралич

 

БОЛЕЗНИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

 

БОЛЕЗНИ КОЖИ

 

  • алопеция 

 

НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

 

НАРУШЕНИЕ СЛУХА

 

НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ

 

  • синестезия 

 

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

 

  • дислексия. Дисграфия

 

Катеогрии будут дополняться по мере необходимости (и новых текстов)!

 

Помимо библиографического описания, категории  и возрастной адресации, со временем  каждая книга в библиотеке “инклюзивная литературы” будет описана следующим образом:

  • короткой аннотацией (например, для социальных сетей);

  • описанием сюжета с выделением ключевых или передающих особенности текста цитат;

  • критическими комментариями с обязательным указанием степени «жесткости» книги по шкале от 1 до 5;

  • идеями по организации деятельности по мотивам текста (выборочно);

  • подсказкой, где можно взять книгу для работы.

 

 

Наши самые любимые книги (а любим мы хорошие тексты) мы включили в подборку “Обычные книги для необычных детей”.

 

Идеи по организации деятельности по книгам принадлежат не только нам (всегда указываем авторство) - вы тоже можете прислать текст разработки или ссылку на ваш ресурс, на котором размещен сценарий. 

 

Общими усилиями библиотека книг и методических материалов позволит специалистам, работающим с инклюзивной литературой, выбрать книги исходя из самых разных  запросов!

 

Присоединяйтесь! 

 
 

сачыць за новымі ідэямі для кнігасустрэч спадручна ў telegram  / следить за свежими идеями для книговстреч удобно в telegram