Чтение взрослым и детям с умственной недостаточностью и синдромом Дауна

Название курса: 

 

Чтение взрослым и детям с умственной недостаточностью и синдромом Дауна:

 советы по выбору книг от Ольги Титаевой


 

Мне кажется, необходимо отделить чтение вслух от дидактической задачи. Для чтения очень важна социальная объединяющая функция. Когда читатель с книгой - он не один, а, как минимум, с автором. Поэтому поговорим про чтение,  направленное на качественный досуг, приносящий удовольствие всем участникам. 

 

Сейчас я не наблюдаю, чтобы родители были готовы вообще принимать идею приятного совместного досуга за книгой. Родителей трудно винить, они очень заняты, но если родитель не показывает хоть раз в день, как он радуется этому дню и этой жизни, то откуда этому научится ребенок?

 

Принцип работы с людьми с опытом инвалидности в контексте моей работы с чтением:

 

“Барьер находится вовне” - идея, исходящая из социальной модели инвалидности. Если мы долго не можем подобрать ребенку книгу, которая его заинтересует, мы не сдаемся. Мы предлагаем и ищем и в конце концов даже просим кого-то ее написать. Именно мы  решаем проблему внешнего барьера, потому что - можем.  

 

“Ничего для нас без нас”. Принцип, сформулированный самими людьми с инвалидностью, и который вы уже явно слышали.  Мы всегда ждем обратную связь и ориентируемся на интересы.

 

 “Теория нормализации”. Интерес очень часто детерминирован той средой,  которую мы создаем для человека с инвалидностью. Подросток с ментальными нарушениями все равно будет интересоваться недетскими темами, а следовательно, нам нужны книги, которые поднимают такие вопросы. 

 

Я ощущаю дефицит таких текстов. Но математически всегда исхожу из того, что книг написано так много, что если искать, то рано или поздно найдешь. 

 

Мои важный  критерий выбора книг - усложненный контекст. Несколько уровней слоев для восприятия, разновозрастная ориентация  (детские книги, которые интересны взрослым). Усложнение иллюстрацией тоже годится. 

 

Раньше я тоже старалась брать простые тексты, пугалась хулиганских текстов, сложных контекстов. 

 

Мои любимые книги: 

 

Для тех кто помладше, самый главный писатель - Дональд Биссет. Он совершенно прекрасен, его сказки не надоедают, постоянно поворачивают реальность. Они простые, элегантные. А еще Биссет всегда восстанавливает статус кво - и тем нравится детям. 

 

Есть у меня и любимые авторы - Козлов со своими философскими сказками сказками разного уровня. Сутеев вполне себе для младших. У Линдгрен есть маленькие сказки, про которые мало кто знает. Циферов сочинял на ходу, импровизировал - истории получились живые и очень разные. Марина Аромштам, моя любимая, много писала для детей и всегда тщательно выбирала иллюстраторов. 

 

Точно не надо читать книги, совсем не попадающие в опыт - Колобок, Репка, Гуси-лебеди. Но это мое личное мнение  - частный опыт других чтецов может совсем не совпадать с моим.

 

Как искать подходящие  книги?

 

Я очень рекомендую серфить по новым прогрессивным издательствам - они умеют делать неожиданные книги. 

 

Еще бывают удачные переиздания - сборки из советских журналов, книжки, которые уже никто не помнит. 

 

Книжки любят находиться “к случаю” - к праздникам, например.  “Сказки про мам” Седова - хулиганские сказки, которые очень удачно нашлись у меня ко дню матери, например. 

 

Свои рекомендации  для более старшего возраста могу условно разделить на: 

 

Книги, имеющие реального разновозрастного адресата, книги-без-возраста. Руне Белсвик, Туве Янсон, Евгений Клюев. 

 

​Отрывки. Хочу сказать, что это мое открытие - раньше я была уверена, что взял книгу и читай до последней буквы. Но опыт людей, читающих в больницах с текучкой, убедил меня, что отрывки тоже хороши.  Теперь я люблю читать отрывки из “Бесконечной книги” Энде.

 

Приключенческая литература - Джеральд Даррел, Марк Твен.

 

Подростковая литература - Пол Гэлик, Кейт диКамилло, Коваль.

 

Удивительными находками для меня стали:

 

  • Василий Леванов “Любовь голубого кита”,  полная юмора. 

  • Имант Зиедонис “Разноцветные сказки” - старинная переизданная книга, сказки из разряда Клюева, с которыми можно и жить и рисовать. 

  • Хелен Бобински “О короле Солнца и 4 его дочерях”, найденная мной на барахолке, читаю ее почти всегда. 

 

И от книг с хорошими текстами я перехожу к тому, что визуальное важно. Особенно визуальное важное для детей и подростков с синдромом Дауна. 

 

Я придирчиво выбираю иллюстрации, использую театр, в котором участвуют зрители, используем мультфильмы (до или после чтения), и  любим заниматься изобразительной деятельностью по мотивам книг. 

 

Визуализация, театрализация, обсуждение и создание собственного контента, поддержка интереса, желание слушать еще - это все попадает под необыкновенно важную часть чтений - обратную связь. 

 

Мы возвращаем, рефлексируем, обсуждаем. Детям нравится рассказывать, что понравилось, что вызвало испуг. По книге “Как осень замуж выходила” мы создавали композиции из листьев. Книга “Все видели кота” дает столько тем для разговора! 

 

Если подытожить:

 

Чтение - это действие, которое не оказывает влияния на человека, дает выбор, ценное, значимое, возвышает личность, формирует общность, а следовательно: 

  • нужно искать и находить тексты

  • обмениваться с другими заинтересованными опытом

 

Поэтому желаю всем новых книг, новых сообществ, общения, развития и процветания чтению! 

 


 
Ольга Титаева. Педагог и консультирующий психолог Благотворительного фонда «Даусайд Ап»
 

сачыць за новымі ідэямі для кнігасустрэч спадручна ў telegram  / следить за свежими идеями для книговстреч удобно в telegram