Возможности инклюзивной литературы

Ученые со всего мира рекомендуют использовать детскую и подростковую художественную литературу для повышения осведомленности об инвалидности.

 

Литература с особенными героями выделяется, систематизируется, продвигается как инструмент работы и изучается с разных точек зрения: готовности работать с ней специалистов по чтению, достоверности отражения заболевания, потенциала улучшения отношений между обычными учениками в классах и учениками с особенностями, и даже использования юмора в литературе о детях с ограниченными возможностями.

 

Само понятие «инклюзивная литература» в 1998 году ввела доктор педагогических наук Шэрон Эндрюс, чтобы объяснить инклюзивную философию в детской литературе, описанную Констанс Меллон еще раньше, в 1989 году. Оно не было оформлено, как термин, но объясняло инклюзивную литературу, как литературу, сюжет которой прямо не связан с инвалидностью героя, но герой, тем не менее, изображён точно и без культивирования негативных стереотипов. Герои с инвалидностью, точно так же, как и другие герои, должны иметь «свой жизненный опыт, мечты, успехи и неудачи» [53, с. 423].

 

203058811_1493228581009815_5799198346000294950_n.jpg

 

Среди возможностей инклюзивной литературы стоит выделить следующие:

 

Она помогает объяснить инвалидность на несложном языке. А также показывает точку зрения, отличную от учебников, лекций или личного опыта [71].

 

Инклюзивная литература уменьшает страхи, порожденные незнанием, заменяет негативные стереотипы реальными примерами из книг, дает простые и понятные правила реакции. С полной уверенностью можно сказать, что она выполняет функции социализации, транслируя именно те примеры и установки, которые предпочтительны на данном этапе развития общества.

 

Инклюзивная литература — отличный способ подготовки к дальнейшему диалогу. Инклюзивная литература помогает юным читателям прогрессировать от осознания к пониманию, сочувствию и, в конечном итоге, принятию разнообразия [73].

 

Использование детской литературы — простой способ убедительно показать, как стоит относятся к индивидуальным различиям. Начиная с книжек-картинок о дружбе совершенно разных существ и постепенно переходя к реальным историям взаимоотношений особых героев с семьей и друзьями.

 

Инклюзивная литература учит эмпатии и ответственности. Читатели могут ассоциировать себя с героем и таким образом лучше понять свои чувства и отношение к инвалидности. А также прийти к неочевидному сразу мнению, что особенные граждане нашего общества не только имеют такие же права на комфортную жизнь, как и мы с вами, но и в праве рассчитывать в этом на наше содействие.

 

И, наконец, она «представляет» детей с инвалидностью. Ведь «каждый ребенок заслуживает быть героем книги». Это влияет на самооценку и эмоциональное благополучие, помогает уменьшить чувство одиночества и изоляции таких детей. Детям с ограниченными возможностями или болезнями необходимо видеть людей, похожих на них. Возможно, ни одна группа не была так упущена и так стереотипно представлена ​​в детских книгах, как люди с ограниченными возможностями. Поскольку люди с ограниченными возможностями стали более заметными в наших школах и сообществах, персонажи с ограниченными возможностями стали не только чаще изображаться в книгах, но и более реалистично, и в качестве главных героев [81].

 

Способность принять себя таким, какой ты есть, «самотолерантность», тоже может отражаться в инклюзивной литературе — прямо или иносказательно.

 


Из магистерской выпускной квалифакционной работы Ольги Вовк "Художественная литература в поддержку инклюзивных практик в библиотеках и школах: методика составления библиографий"

 

53. Andrews, S.E. Using Inclusion Literature to Promote Positive Attitudes toward Disabilities / Sharon E. Andrews // Journal of Adolescent & Adult Literacy. — 1998. — Vol. 41. — №6. — P. 420-426

71. Miller, D.L. Literature Opens Doors for All Children / Donna L. Miller // Phi Delta Kappan. — 2012. — Vol. 94. — №4. — P. 28-33

73. Prater, M.A. Teaching students about learning disabilities through children’s literature / Mary Anne Prater, Tina Taylor Dyches, Marissa Johnstun // Intervention in School and Clinic. — 2006. — Vol. 42. — №1. — P. 14-24.

81. Wopperer, E. Inclusive Literature in the Library and the Classroom: The Importance of Young Adult and Children's Books that Portray Characters with Disabilities / Emily Wopperer // Knowledge Quest. — 2011. — Vol. 39. — №3. — P. 26-34


Связные материалы по проекту "Литература как инклюзия" тут

 


сачыць за новымі ідэямі для кнігасустрэч спадручна ў telegram  / следить за свежими идеями для книговстреч удобно в telegram