Взаимодействие "инклюзивная литература — библиотекарь"

Несмотря на то, что представление людей с ограниченными возможностями в детской литературе было проанализировано учеными во многих областях, включая дошкольное образование, библиотечное дело, социологию, специальное образование и медицину (в основном в зарубежном опыте), до сих пор многие библиотекари не готовы работать с инклюзивной литературой, как ресурсной.

 

Взаимодействие «инклюзивная литература — библиотекарь», можно рассматривать в трех основных аспектах:

  1. Информированность библиотекарей об инклюзивной литературе и готовность работы с ней;
  2. Составление коллекций: поиск и оценка книг, оформление поискового аппарата коллекции;
  3. Работа с коллекцией: продвижение, консультирование других специалистов, сопутствующие мероприятия, разработка и проведение специальных читательских программ. 

 

1. Информированность об инклюзивной литературе

 

Сегодня в контексте инклюзии в СМИ чаще всего пишут и говорят об инклюзивном образовании и личном разнообразии, намного меньше внимания уделяется инклюзивной культуре. Инклюзивная литература, как её часть, освящается ещё реже — а ведь именно она может и должна помогать процессу становления инклюзии в образовании — как с точки зрения самих учеников, так и их педагогов.

 

«Педагог, перед которым стоит задача понимания возможностей и задач инклюзивного образования как наиболее передовой системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, непременно должен изучить особенности совместного обучения здоровых детей и детей-инвалидов. И источником этих знаний может стать художественная литература, раскрывающая внутренние проблемы, всю стихию переживаний и эмоциональных состояний детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями здоровья» [24].

 

2. Составление коллекций, как нам кажется, тоже имеет ряд трудностей

 

Литература, представляющая инвалидность, подсознательно ассоциируется у людей с грустью и страданием. Родители (библиотекари, педагоги) пытаются оградить детей от лишних волнений и сложных тем. Личная предвзятость библиотекарей может влиять на составление коллекции, а личная предвзятость пользователей — на её востребованность.

 

При работе с инклюзивной литературой неизбежно встает вопрос об «инаковости героя»: что считать особенностями развития? Инвалидность и заболевание как медицинские термины? Надо ли включать в библиографию книги, в которых:

 

— герой не имеет инвалидности (или она никак не упоминается), но имеет явные особенности поведения или восприятия мира? («Бред какой-то!» Шурда Кёйпера);

— книги о посттравме? («Голос» Дарьи Доцук);

— книги о буллинге? (когда причина буллинга — непохожесть на других? («Королевишны: #3колбаски» Клементины Бове) или буллинг без всякой причины?);

— книги о переживании смерти близкого человека? («Любовь будет всегда» Мони Нильсон). О близкой смерти самого героя? («Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эмманюэля Шмитта);

— книги о детях, попавших в сложную жизненную ситуацию, сиротах? («Друг-апрель» Эдуарда Веркина);

— о подростковой агрессии? («Комната волка» Габриэле Клима).

 

Список вопросов может быть продолжен как вопросами о подростковой литературе, так и о детской.

 

Многие виды инвалидности недостаточно представлены в современных детских книгах, или не представлены вообще. Это делает коллекцию неполной, «представляющей» одних героев и не отражающей других. Исследование ряда современных книг для подростков даст более четкую картину представленности инвалидности в художественных текстах за последние 3 года.

 

Из предварительного анализа вопросов, задаваемых на стенде «Обычные книги про необычных детей» (не только библиотекарями, но и учителями, родителями детей с особенностями развития и без), стало ясно, что требования к описанию книг в коллекции шире, чем требования к описанию книги в библиотечном каталоге.

 

Чтобы облегчить работу с коллекцией как простым читателям, так и специалистам, необходима категоризация книг не только по возрастной адресации, но и по другим параметрам.

 

Кроме стандартных полей библиотечного описания (название, автор, иллюстратор, переводчик, год публикации, издатель и др.) от книги из коллекции специалисты ожидают: возрастной диапазон, краткое резюме (или подробное описание), важные цитаты из текста, важные вопросы, которые возникли и требуют дальнейшей интерпретации, а также готового гайда по работе, желательно, с различными вариантами сложности.

 

Составление библиографий требует от библиотекарей не только хорошего знания темы, но и владения методикой оценки произведений. Поиск соответствующих книг не может вестись без четкого определения понятия «инклюзивная литература» и предъявляемых к ней критериев. Методика оценки, созданная на основе этих критериев, могла бы помочь библиотекарям и учителям в формировании коллекций.

 

Оценка каждой книги в коллекции очень важна, потому что инклюзивная литература, как и большинство педагогических инструментов, несовершенна. Она уязвима перед теми же недостатками, что и любой другой жанр, и дополнительно требует соответствия ряду критериев, применимых только к литературе, представляющей инвалидность.

 

Для определения таких критериев будут рассмотрены отечественные публикации, библиографии русскоязычной литературы об инвалидах и инвалидности, выявлены схожие и отличные моменты их формирования, а также проанализированы требования, предъявляемые к отражению инвалидности в художественной литературе в зарубежных источниках.

 

3. Работа с коллекцией: продвижение, консультирование других специалистов, сопутствующие мероприятия, разработка и проведение специальных читательских программ. 

 

К этому вопросу следует перейти только после того, как будут рассмотрены первые два. Тут необходим не только анализ отечественного опыта, но и зарубежного - с попыткой адаптации его к нашим реалиям. 

 


Из магистерской выпускной квалифакционной работы Ольги Вовк "Художественная литература в поддержку инклюзивных практик в библиотеках и школах: методика составления библиографий"

 

24. Галицких, Е.О. Художественная литература о проблемах инклюзии как источник педагогической рефлексии [Электронный ресурс] / Е.О. Галицких // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56112.htm (дата обращения: 07.05.2021).


Связные материалы по проекту "Литература как инклюзия" тут

 

 


сачыць за новымі ідэямі для кнігасустрэч спадручна ў telegram  / следить за свежими идеями для книговстреч удобно в telegram