Как читать и говорить о смерти

Название курса: 

 

Как читать и говорить с подростками о скорой смерти: книжные и профессиональные рекомендации от психолога и гештальт-терапевта Ирины Загорской

 

Переживание утраты в подростковом возрасте имеет свои особенности. 

 

Со стороны их реакция не всегда понятна:  подростки могут, например,  очень ярко реагировать на  потерю питомца, а при потере близкого человека, наоборот, внешне не демонстрировать реакции.  Они могут быть ироничным, шутить, но на самом деле переживания есть, они уходят во внутренний план. 

 

Давайте последовательно разберем три книги о смерти, чтобы самим чуть лучше понять тему и иметь возможность помочь говорить о ней читателям. Первая - о проживании скорой смерти ребенка, вторая - своей смерти, а третья - смерти родителя. 

 

274191968_448941460310642_2080782478776550787_n.jpg

 

Педроза, С. Три тени / Сириль Педроза; пер. с фр. М. Хачатурова. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. — 272 с.

 

Особенность первой -   в визуальном изложении истории. Книга рассказывает о изначально очень счастливой семье - папе, маме и сыне, которые живут простой, размеренной, понятной жизнью. 

 

Через какое-то время они замечают три тени, которые приближаются  все ближе и ближе к дому. Когда  тени появляются уже на самом пороге, родители понимают, что те пришли за их ребенком. 

 

Родители по разному реагируют на происходящее. Это нормально - у нас у всех есть психологические защиты, которые срабатывают в определенных стрессовых ситуациях - те, на которые в данный момент способна наша психика. 

 

Мать уходит в отрицание - она говорит, что надо радоваться каждому дню вместе, которые им остались. 

 

Отец уходит в другой защитный механизм - бегство. Он пытается всеми силами спасти своего ребенка, метафорически увозит как можно дальше от этих трех теней. Но сколько бы они не бежали, тени все равно оказываются рядом. Отец очень истощен, но продолжает искать способы. Мне кажется в этом есть некий культурный момент - мальчиков воспитывают, чтобы они исправляли ситуацию, действовали. 

 

Мы считаем, что наша родительская обязанность защищать наших детей от всего на свете. И когда что-то происходит, мы часто виним себя и думаем, что сделали недостаточно. Про это стоит говорить после прочтения книги. А еще -  о ценности жизни, близких в ней, как справляться со сложностями, доверять ли своим детям и к кому обращаться за поддержкой. 

 

У этой книги самый счастливый, философский  конец из трех. Если вы любите визуальный язык - это еще один  дополнительный аргумент в ее пользу. 

 

274018234_448941010310687_739664018023111173_n.jpg

 

Шмитт, Эрик-Эмманюэль. Оскар и Розовая Дама / Э.-Э. Шмитт. — Москва : Азбука, 2017. — 318 c. 

  

“Оскар и розовая дама” - экранизирована. Эта книга в мире вышла большим тиражом, и хорошо известна. Сюжет -  маленький мальчик 9 лет умирает от рака в больнице. Вся история о том, как он проживает и принимает это. 

 

В книге стоит обратить внимание на несколько важных линий:

  • как мальчик заводит себе друзей. В больнице все дети тяжело больны, но у некоторых еще есть шанс, а у других нет.  Так или иначе дети понимают это и пытаются с этим смириться.

  • история любви, очень актуальная тема при близости к смерти.  Желание прожить ту жизнь, что осталась, в острых эмоциях, прожить ярче, прожить счастливей. Оскар проживает и жизнь и свою историю любви. 

  • взаимоотношение с родителями, которые не могут сразу принять смерть сына. Момент гнева на родителей, не разделяющих с  ним этот важный момент. Он злится и в итоге опирается на эпатажную даму в розовом, которая в некотором смысле антипод его родителей. Они не могут говорить о смерти - она может. Она иронична, цинична, делится своей жизнью, говорит о смерти с точки зрения религии и тем самым дает ему опору. 

 

В книге хорошо показана неоднозначность  темы  умирания для детей младшего возраста  - им сложно представить конечность жизни в принципе, объяснить ее себе самому.

 

274348771_448941016977353_3741658655845623444_n.jpg

 

Нильсон, М. Любовь будет всегда / Мони Нильсон; ил. Юханны Хельгрен; пер. со швед. К. Коваленко. — Москва : Белая ворона, 2021. — 160 с. 

 

В третьей  книге  семья проживает скорую смерть матери от рака. 

 

Наша реакция на смерть, наша готовность ее проживать зависит от многих факторов. 

Если у нас есть возможность попрощаться с человеком, это облегчает дальнейшее проживание горя. Внезапная смерть - наоборот, осложняющий фактор проживания горя у близких. 

 

Вы наверняка слышали, что есть пять стадий переживания горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Это не жесткие очередности, мы можем возвращаться к предыдущим стадиям, особенно если проживание горя было чем-то отягощено.

 

В этой книге есть сильный момент, с которого все начинается - подруга Лии проговаривает словами Лие то, что ей и так давно известно - ее мама умирает. Лия злится и отрицает - и  ввязывается в драку с подругой. И торгуется,  произносит фразу - пока я буду ненавидеть Ноа, мама не умрет.

 

Когда мы торгуемся, нам кажется, что мы имеем контроль. Чтобы вернуть контроль, мы можем обещать что-то себе или высшей силе, потому что тема смерти всегда про отсутствие контроля. Смерть, это то, на что мы не можем влиять.

 

Второй вариант реакции на смерть - у браты Лии. Он как раз в подростковом возрасте, и у него срабатывают другие защиты - он уходит в себя, слушает музыку, старается избегать темы болезни матери и не особо поддерживает свою сестру. 

В конце книги они сблизятся - и это еще один реалистический момент. Утраты способны как сплотить семью, привести ее на более глубинный уровень взаимоотношений, так и стать причиной того, что семья не сможет больше быть вместе. 

С терапевтической точки зрения острая фаза горя занимает около двух лет. Все зависит от того, есть ли у человека ресурсы в виде поддержки других людей, может ли вы это проживать или капсулируется в себе. Если капсулируется - триггеры будут возвращать к старым чувствам. 

 

Проще работать с острой травмой, в самом начале, чем когда уже сформировались защиты и придется сначала прорабатывать их. 

 

Во всех книгах переживания зависят от пола, возраста, ситуации в семье, возможности попрощаться. Все они позволяют чуть лучше понимать и принимать происходящее. 

 

274304969_448941190310669_6530967979174045364_n.jpg274456859_448941013644020_9164042668877959768_n.jpg

 

Вопросы из зала:

 

Как разговаривать с детьми о смерти? 

 

Направлять - я есть, я с тобой и я хочу помочь тебе поговорить об этом. Важно не давить, а обозначить, что вы готовы говорить в любой момент, когда ребенок захочет. 

 

Обычно это не один разговор, за который все будет завершено. 

 

К возрасту начальной школы дети уже имеют представление о том, как устроена смерть. Но так же есть ощущение, что если человек умер, то он как бы уехал. Опыт проживания расставания срабатывает, он ближе и понятней, и дети  раз за разом  возвращаются к вопросу, где же все таки их близкий. 

 

Поэтому и важно говорить с ними, слушать, позволить высказаться. Не советовать, просто слушать, то есть быть контейнером для переживаний.  Взрослому важному оставаться во взрослой позиции - не выливать эмоции, не контейнировать в ответ ребенку. В обе стороны это не работает - найдите себе взрослый контейнер для переживаний, а ребенка просто слушайте. 

 

Часто дети задают вопросы, как все устроено - куда люди попадают после смерти. Тут можно сказать, во что вы верите лично, но и про другие точки зрения тоже рассказать. 

 

Как работать с такими книгами с группой, с классом?

 

Можно устраивать совместные чтения, останавливаясь в конкретных местах и спрашивая детей, что они чувствуют в этот момент. Сталкивались ли они с похожими ситуациями,  что они думают по поводу прочитанного. 

 

После этого можно давать свою интерпретацию, даже рассказать свой опыт. Не стыдить их за иронию, за смех, которые зачастую  - защитная реакция, даже если она выглядит неестественно и странно. 

 

Можно попробовать использовать и книгу и фильм, чтобы расширить диапазон восприятия. 

 

Как говорить о смерти, если взрослый сам не знает, как к этому относится?

 

Это вообще вопрос про все родительство и взрослость - есть вещи, в которых мы ни разу  не взрослые и не знаем, что с ними делать. Я всегда за то, чтобы честно в этом признаваться. Мне нравятся два варианта. 

 

Сказать, что прямо сейчас у вас  нет ответа, но вы слышите, что ребенок / подросток этим интересуется. Спросить, можете ли вы взять  паузу и вернуться к вопросу через пару дней?

 

Второй вариант - разбираться вместе с ребенком. Прочитать одну из книг  и обсудить ее, вместе погуглить. Берите как можно шире: как на это смотрит наука,  религия, общество, как на это смотрят в вашей семье и других семьях?

 

Хорошо использовать не только проговаривание, но и другие каналы выражения: прорисовывать, посмотреть, зарисовать в виде схемы.

 

Стоит ли рекомендовать эти  книги в момент проживания утраты?

 

Стоит и  в момент и не в момент. Тема смерти всегда интересует подростков. В фазу проживания горя важно не пропустить,  когда подросток принесет книгу обратно. Иногда в семье просто не говорят про случившееся. Если есть возможность поговорить с ним - стоит попробовать, спросить, понравилась ли книга, что нашел для себя, что, наоборот, показалось неправильным?

 

Можно поднимать тему смерти с детьми, которые умирают?

 

да. Они понимают, что с ними происходит - с ними говорят про это и в центрах и в больницах. Для психики очень травматично не понимать, что с человеком происходит. Это как раз тема книги про Оскара - понять и принять то, что он скоро умрет. 

 

В любом случае, даже если вы не готовы разговаривать с ребенком о смерти  - прочитайте для себя. У вас будет время, чтобы подумать и быть готовым предложить книгу или отвечать на вопросы. 

 

сачыць за новымі ідэямі для кнігасустрэч спадручна ў telegram  / следить за свежими идеями для книговстреч удобно в telegram