"Лис" Маргарет Уайлд

Название курса: 

 

В рамках курса “Тоже люди” мы читали и обсуждали книгу Маргарет Уайлд и Рона Брукса “Лис”. Книга названа фестивалем “Город и Книги” одной из лучших книг года. Также она находится в подборке  “Обычные книги про необычных детей”, а всеми наработками по книгам этой подборки мы решили делиться. 

 

“Лис” — современная классика: книга завоевала множество наград и была переведена на множество языков. “Лис” — достаточно короткий, чтобы сделать возможным анализ структуры, достаточно глубокий, чтобы заинтересовать даже искушенных читателей. А еще на его примере  хорошо говорить о визуальной грамотности. 

Что мы и сделали. 

 

oaqxwrmhj_o.jpg

 

I. Для начала, обсудили статью “Умение читать” Александра Лобока

 

Хорошее начало для книжного разговора,  что чтение — это ни разу не складывание буковок в слова.  А желание читать — это альфа и омега чтения. И если человек читать не хочет — он не умеет читать. 

 

“Весь мой класс не умеет читать” — пошутила участница. Больше, чем класс. Куда больше. 

 

Подумали, что надо сделать из статьи плакат. И, выполняя разные упражнения, смотреть, что за пункт прокачиваем. (Сделали и прикрепили в конце страницы)

 

Краткое содержание, местами своими словами: 

 

1. Умение читать — это желание читать. И это есть альфа и омега чтения. Если у ребенка нет желания читать — значит, он не умеет читать.

 

2. Умение читать — это искусство воображать. Это искусство обнаруживать себя в читаемом тексте. Это искусство наполнять текст своими чувствами, мыслями и переживаниями. Искусство наполнять читаемый текст собой. И прежде всего — своими образами, картинками своего воображения.

 

3. Умение читать — это искусство СВОБОДНО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ в читаемом тексте. Быть автором своей персональной траектории, когда не текст властвует над тобой, а ты над текстом. Читать, перепрыгивая с одного места на другое, произвольно менять темп и скорость чтения, тормозить на фрагментах, которые вызвали в нем поток образов или чувств, и легко перескакивать через предложения и абзацы, которые по какой-то причине ничем в нем (пока!) не отзываются. По сути дела читающий человек ИГРАЕТ с текстом, экспериментирует с текстом, читая его то так, то сяк. 

 

4. Это, конечно, еще и умение слышать, умение понимать читаемый текст. Например, умение адекватно реконструировать то, что находится «за» текстом — умение «считывать» спрятанные в тексте смысловые и художественные образы. Искусство чувствовать, воспринимать и дешифровывать целостную ткань текста, искусство воспринимать текст как некую целостность. Иными словами, умение читать — это искусство быть адекватным читателем. А, значит, обнаруживать спрятанного за текстом собеседника — некоего ДРУГОГО, которого, оказывается, можно понимать, и с которым можно вступать в диалог.

 

5. А еще умение читать — это искусство чувствовать язык и стиль, искусство наслаждаться эстетикой читаемого текста, искусство чувствовать поэтику и красоту языка, которым написан текст. Важнейшим показателем состоявшегося читателя оказывается в конечном итоге то, что он  начинает искать книги не с точки зрения сюжета или жанра, а с точки зрения художественного стиля и качественности языка. 

 

6. Умение читать — это искусство рыться в книгах, умение фильтровать книжный поток и, в конечном итоге, искусство создавать свою персональную библиотеку как зеркало своей личности. Упорядочивать и переставлять книги. Всю жизнь. 

 

zl-szt-7xu8.jpg

 

II. Прочитали книгу вслух. Она короткая. 

 

Следующую методику мы пробовали на парах у Т.А.Климовой, и уже тогда захотелось попробовать не на мультике, а на книге. И вот как раз — короткая, красочная книга. Пробуем. Как говорится в статье “Театральные практики контекстного чтения” — инструментарий театральной педагогики позволяет увеличить объем внутренней жизни ребенка (ну, не ребенка), научиться вскрывать смыслы текста, услышать, сформулировать себя, сделать из обсуждения эмоционально окрашенное, а следовательно, запоминающееся событие. 

                                                                                                                                                                   

Смысл в том, чтобы просто задавать вопросы. Первый блок — простые, на внимательность, которые делают акценты на важных далее вещах. За первый правильный ответ — конфетка. 

 

  1. На который глаз слеп пёс? (внимание, на одной и страниц, пёс — в отражении реки, возникает путаница) 

  2. Какое крыло у сороки обгорело?

  3. Сколько времени они проводят вместе, пока не появляется лис?

  4. Какого цвета в книге больше? (завязали на цвета Австралии и кивнули на 4 пункт статьи)

  5. С чем сравнивается лис? Какой он?

 

Дальше вопросы на подумать. Конфеты, ясное дело, всем. В скобках приводим ответы участников, которые “ух”. Высказаться должны все, кто хочет. Мы же понимаем, что научиться рефлексировать, не бояться своих мыслей — важнее книжек. А рефлексии помогает только разговор. 

 

  1. Как думаете, кто больше разбирается в людях — пес или сорока? (Лис)

  2. Чем пахнет одиночество? (только собой, одним собой. Неодинокие люди пахнут другими людьми) 

  3. Пес хороший друг? Почему? (Наивный. Заботливый, оптимист, принимает других и доверяет другим. Не склонен к драмам.)

  4. Сорока хороший друг? Почему? (Опыта у нее явно больше, потому и наивности меньше)

  5. Какие черты характера героев толкают историю вперед? 

  6. Как изменилась Сорока в результате ее встречи с Лисом?  Как эти изменения отражаются на изображении Сороки в книгах?

 

 

Последний блок вопросов — мировоззренческий. 

 

  1. Простит ли пес сороку, если она дойдет? (А есть за что прощать? Она — предатель? Он же знал, что для нее летать важнее всего на свете?)

  2. А она дойдет?

  3. Что такое дружба? Как это проявляется? Каковы, если таковые имеются, правила дружбы? Тебе нужно что-то сделать, чтобы снова с кем-то дружить?

  4. Что необычного в расположении текста в книге? Почему направление надписи меняется в разных частях книги? 

  5. Как вы себя чувствовали, когда закончили читать книгу?

  6. Как вы думаете, почему книга называется «Лис», а не «Собака» или «Сорока»?

  7. Если бы вы рассказывали эту историю, что бы вы изменили? Как вы думаете, почему автор хотел, чтобы история закончилась так, как она есть? Если бы вы могли поговорить с автором об истории, какие комментарии вы бы сделали?

  8. Кому стоит почитать эту книгу? И почему?

 

III. Играли в “5 книжных полок”. 

 

5_polok.jpgИдею тоже утащили с лекций Екатерины Асоновой. Задача для участников — назвать каждую полку (но так, чтобы каждая полка “подходила” под “Лиса”). А потом “доставить” на полки другие, прочитанные участниками книги. 

 

 

Вот, в общем, и все. Плакат прикреплен ниже в хорошем качестве. Встреча заняла около 1,5 часа.

 

Если вопросы-ответы вы хотите дополнить более динамичными действиями, то ниже приводим ряд других связанных идей. 

 

Идеи мы взяли из этого источника: Anderson, J. Teachers Notes: Fox. Margaret Wild Illustrated by Ron Brooks [Electronic resource] / Janet Anderson // TopSlide.Net. — URL: https://topslide.net/document/teachers-notes-by-janet-anderson-fox-marga.... — Access date: 04.03.2020

В источнике идей намного больше!

 

Связанные идеи: текст книги

 

Напишите пролог истории. Пролог — это короткое вступление к истории, в котором содержится информация о событиях, обстановке или персонажах и др. Можно фантазировать! Например, как Сорока сожгла свое крыло и была спасена Собакой. Или как пес пришел к мысли, что “жизнь все равно хороша”. Письменно. В одиночку или парами. Если парами, то можно построить “разговорный пролог”, т.е. по ролям, чтобы поделиться с классом. 

 

Напишите эпилог истории — что произойдет дальше? Лис вернется? Что они скажут друг другу? Кто будет говорить первым? Должен сохраниться стиль повествования. Т.е. его надо рассмотреть и подражать. Для тех, кто рисует, эпилог может быть нарисован. 

 

Запись в дневнике героя. Каждый участник возьмет себе роль одного из героев и сделает от его имени запись об одном из следующих моментов: собака, которая несет в пасти птицу; как герои видят новое странное существо, отражающееся в воде, появление Лиса, предательство сороки, ее решение идти домой, вой Лиса. 

 

Горячий стул: Один из участников играет одного из персонажей, а все остальные задают ему вопросы. Почему персонаж совершал те или иные поступки? Что он думал и чувствовал в этот момент? 

 

Связанные идеи: оформление

 

Просто смотреть. Организация визуальных элементов в расположении левого и правого сегментов отражает структуру письменного английского: то, что дано, встречается в первой части предложения, а что нового — в конце предложения. Размещение на разворотах страниц в иллюстрированных книгах: то, что слева — дано или известно, а то, что является новым, справа. Пес бежит с Сорокой на спине — Лис выходит из кустов. Сорока дрожит — Лис опасен. Можно поискать примеры такого расположения в этой и других книгах картинках. 

 

“Глаза в глаза”. В данном случае это изображения, на которых взгляд изображенного персонажа направлен прямо на зрителя. Этот трюк вовлекает зрителя в прямой межличностный обмен, провоцируя высокий уровень вовлеченности в значимые моменты. Обложка использует “глаза в глаза” для привлечения зрителей в эту книгу. В книге есть еще 2 таких момента, найдите их. (Шестой разворот (текст: “Вечерами, когда сладко пахнут цветущие деревья”) и восьмой разворот (текст: “Той ночью Лис больше не говорит ни слова...”)). Обсудите, какую атмосферу создают эти изображения? 

 

"Читая" расположение текста. Направление текста и его фон усиливают сам текст. На начальных страницах текст представлен как коллаж из разрозненных вертикальных и горизонтальных участков. Найдите другие части книги, где используется этот же тип представления текста. Как это объясняет начальные отношения между Псом и Сорокой? 

 

Метаморфоза происходит, когда Пес и Сорока превращаются из двух поврежденных особей в «странное новое существо». Как текст представлен в этой точке? (Второй разворот, текст “— Я вижу странное существо, — говорит она). Текст отображается в виде двух полос, которые являются «зеркальными изображениями» друг друга. Как думаете, почему?

 

Обратитесь к пятому развороту (текст “Но Пес говорит: — Добро пожаловать!). Вертикальный текст отделяет Сороку от Лиса и Собаки — она ​​толкает ее вниз, в угол страницы. 

 

сачыць за новымі ідэямі для кнігасустрэч спадручна ў telegram  / следить за свежими идеями для книговстреч удобно в telegram