Особенности организации инклюзивной среды в библиотеках Беларуси

Название курса: 

В Советском Союзе люди с инвалидностью были социально эксклюзированы [9], то есть, выключены (полностью или частично) из общественной, культурной и других форм деятельности государства. И, как следствие, сегрегированы, то есть разделены в обществе по признаку «инвалид – лицо без инвалидности», в том числе, институционально. Институциональная сегрегация – это создание государством специальных учреждений для граждан, не соответствующих стандартам жизни в обществе (в нашем случае с инвалидностью.). Это специальные школы, специальные библиотеки, медицинские учреждения. В библиотечной практике институциональная сегрегация выразилась в том, что были созданы специальные библиотеки для особых категорий инвалидов.

 

Кроме того, люди с инвалидностью имели возможность пользоваться услугами библиотек специальных образовательных и медицинских учреждений. Массовые библиотеки в эту систему входили весьма частично, обслуживая тех людей с инвалидностью, которые сами могли посетить, как правило, малодоступное помещение библиотеки [9].

 

В результате укоренилась такая схема библиотечного обслуживания населения, в которой люди с инвалидностью обслуживаются в специальных библиотеках, а люди без инвалидности – в массовых (публичных). Эту систему можно охарактеризовать как эксклюзивную и сегрегированную (т.е. ограничивающую и разделяющую).

 

Главная отрицательная сторона сегрегированного библиотечного обслуживания инвалидов выражается в том, что она автоматически влечет за собой обособленность тех социальных групп, для которых были созданы отдельные учреждения. В свою очередь эта обособленность влечет за собой еще большее разделение общества, при котором сообщество ограждено от людей с инвалидностью и не имеет представления (или имеет очень слабое) о проблемах инвалидов.

 

 Отсюда – отсутствие терпимости, уважения к людям с ограниченными возможностями; затруднение социальной интеграции и реабилитации инвалидов. Все они являются признаками такого отрицательного явления как дискриминация.

 

В 90-х годах 20 столетия в истории как России, так и Республики Беларусь произошли коренные перемены, повлекшие за собой смену идеологии в обществе в целом и отношения к людям с инвалидностью, в частности. В обществе стали звучать такие термины как «толерантность», «интеграция», «гуманизация». В это же время начался процесс взаимодействия массовых библиотек и читателей, имеющих инвалидность. И хотя в те годы эта работа носила эпизодический характер, она положила начало процессу создания интегрированного библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья [11, c. 38].

 

Сейчас все чаще и чаще ведутся разговоры о библиотечном обслуживании инвалидов, о доступной среде, об обязательной включенности человека с ограниченными возможностями здоровья во все сферы социальных взаимоотношений. Но достаточно ли простой терпимости, тактильных плиток и желтых кругов на стеклянных дверях для того, чтобы инвалид не чувствовал себя изолированным? [9] Всем ли подойдет такая модель окружающего пространства или же речь все-таки идет о восприятии, об образе мыслей, когда всех и каждого оценивают не по «неспособностям», а, наоборот, по чертам характера и возможностям, которыми человек обладает. В таком контексте понятие «инвалид» потеряет всякий смысл, поскольку в общественном сознании произойдет замена привычных стереотипов в отношении людей с особыми возможностями. Именно разрушение психологических барьеров между здоровыми людьми и людьми с ограниченными возможностями здоровья способно сделать инклюзию общекультурным явлением.

 

Расширение доступности библиотек для всех категорий пользователей стоит начинать с пересмотра всех имеющихся в библиотеках программ и услуг. 

 

Ориентация на особые группы населения требует времени, работы, исследований и внимания, но самое главное, она требует стратегии. Просто провести разовое мероприятие или поставить несколько книг для людей с особенностями чтения недостаточно.

 

Стратегия должна быть всеобъемлющей, адресованной всему сообществу и быть полностью интегрированной в общую деятельность библиотеки [9]. В первую очередь следует оценить, как наши библиотеки служат всем посетителям, в том числе инвалидам. Неважно, большая ли это библиотека, входящая в ЦБС или отдельная, сельская или городская, – все библиотеки обслуживают людей с ограниченными возможностями. Сложно разобраться со всеми этими вопросами без обращения к экспертам, но просто беседы или посещение тематической конференции явно недостаточно. Первое на что стоит обратить внимание — это обучение персонала [5].

 

Проведенный анализ учебных программ Белорусского государственного университета культуры и искусств (http://www.buk.by/)  и Института повышения квалификации Белорусского государственного университета культуры и искусств (http://buk.by/ipk/) показал, что специализированных программ, развивающих инклюзивную компетентность библиотекарей нет [12, c.192]

 

Несмотря на позитивные изменения в библиотечной инфраструктуре, люди с ограниченными возможностями часто сталкиваются с негативным отношением общества, неадекватной инфраструктурой, отсутствием специализированного оборудования и услуг. Эту ситуацию можно улучшить, повысив роль и ответственность библиотек в социальной интеграции и за счет расширения спектра услуг для людей с ограниченными возможностями.

...

По нашим наблюдениям процесс интегрирования людей с инвалидностью в библиотечное пространство еще далек от стадии завершения, и сколько он будет длиться, сказать трудно. Но создание инклюзивной среды обитания в целом и культурного пространства в частности – это развивающийся процесс, в котором нет стадии завершения. Сегодня можно сказать, что барьеры на пути к созданию инклюзивного пространства еще не преодолены:

1. Проблема архитектурной и информационной доступности библиотек не решена.

2. Большинство библиотечных работников недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к библиотечному обслуживанию людей с инвалидностью.

3. Люди с инвалидностью сталкиваются с  психологическими барьерами при посещении библиотек. Только при максимальном решении этих проблем можно будет сказать, что процесс интеграции выполнен и произошло полное включение людей с инвалидностью в библиотечное пространство, т.е. можно сказать, что в целом библиотечная инклюзивная среда сформировалась.

 

Смысл инклюзивного библиотечного обслуживания заключается в том, что создается библиотечная среда, ограниченная по минимуму и включающая по максимуму, дружественная по отношению к людям с инвалидностью. Инклюзивные библиотеки обслуживают все категории населения, в том числе и с ограничениями жизнедеятельности, и (что важно) по месту жительства. В инклюзивной библиотеке всем категориям пользователей предоставляются все необходимые услуги, которые личностно ориентированы, т.е. направлены на конкретного потребителя с учетом имеющихся у него ограничений [11, c. 38].

 

Создание специальных отделов по обслуживанию инвалидов в публичной библиотеке – это еще не инклюзивная среда. Библиотека тогда станет инклюзивной, когда пользователь будет полноправно вовлеченным в библиотечную среду: будет получать услуги наравне с другими, участвовать в мероприятиях наравне с другими и т.д. Проводить мероприятия для инвалидов в библиотеке – замечательно. Но это не инклюзия, а лишь частичная интеграция. Приглашение человека с инвалидностью на общее мероприятие, в котором он будет полноправным участником – это уже шаг к инклюзивному пространству.

 

Некоторые результаты на пути движения в сторону инклюзии уже достигнуты.

 

В 2016 году Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах человека, таким образом взяв на себя обязательства создать равные условия для людей с ограниченными возможностями [2]. И сейчас, безусловно, многие повернулись в сторону расширения доступа в библиотеки, устанавливаются пандусы. На сегодняшний день можно отметить, что читателям с инвалидность предлагают ряд дополнительных услуг, практикуется доставка книг на дом. В некоторых библиотеках для слабовидящих читателей создается фонд аудиокниг, при предоставлении документа об инвалидности по зрению их копии можно получить бесплатно.

 

Что касается интересных проектов, то можно упомянуть Централизованную библиотечную систему г. Гродно, которая успешно реализовала 5 социальных инициатив. Так, в 2015 году при поддержке спонсоров появились первые аудиокниги об областном центре – «Гродно: услышать невидимое», а после его успешного завершения стартовал «Гродно: история в звуке», в результате появилась одноименная аудиокнига на более 40 часов звучания. В 2015-м там же зародился проект «Теплые книги» по созданию тактильных книжек. В 2016 году библиотека приняла участие в проекте социально-культурного учреждения «МоцАрт», которое специализируется на инклюзии в сфере культуры, таким образов в библиотеке появились тифлокомментарии к комедии «Белые Росы» тогда же состоялся показ адаптированной киноленты.

 

Это яркие, но, к сожалению, пока не частные примеры инклюзивных программ в библиотеках. Для дальнейшего внедрения инклюзивного подхода в работе библиотек необходимы следующие шаги:

1. Физическая и организационная доступность, при которой пользователи с инвалидностью имеют возможность свободно получать информацию в любой библиотеке и в доступных форматах.

2. Индивидуальный подход к пользователю с инвалидностью сделает его равным в библиотечной среде.

3. Появление дополнительных возможностей для всех членов библиотечного пространства.

4. Изменение отношения библиотекарей и посетителей к людям с инвалидностью.

 

Каковы же механизмы создания инклюзивной библиотечной среды? Кадровый потенциал, отработанные технологии предоставления библиотечных услуг, мультиформатные фонды, эксклюзивное техническое оборудование, – всё это не только позволяет, но и обязывает специальные библиотеки стать ресурсными центрами, практической и теоретической базой для создания инклюзивного библиотечного пространства.

 

Для развития инклюзии в Республике Беларусь необходимо максимально широкое развитие программ и проектов в этой области, а для этого необходимо беспрерывное сопровождение подобных программ.


Из магистерской выпускной квалифакционной работы Виктории Королевой "Сопровождение инклюзивных программ в библиотеках". 

Список литературы тут.


Связные материалы по проекту "Литература как инклюзия" тут

 


сачыць за новымі ідэямі для кнігасустрэч спадручна ў telegram  / следить за свежими идеями для книговстреч удобно в telegram