Как написать инсценировку: на примере “Неба Ганны” С.Холе

Название курса: 

 

Как писать инсценировку художественного произведения: на примере  “Неба Ганны” Стиана Холе

 

расшифровка лекции Ольги Смолюговой (детский театр "Чемодан")

 

 

Один из способов работы с инклюзивной литературой - это постановка любительского спектакля (вариант - читки) по книге. 

 

Что такое инсценировка и чем она отличается от других видов драматурги?

 

Инсценировка это не спектакль, а литературное произведение. Отличается оно от оригинала способом переложения.

 

Драматургия - это пьеса, специально написанная автором, которую можно поставить в театральном пространстве. 

 

Инсценировка - это история, которую тоже можно поставить в театральном пространстве, но основой ее является не пьеса, а прозаическое или поэтическое произведение. 

 

Существует 2 вида инсценировки. 

 

Первый - это когда мы берем за основу сюжетную линию автора и делаем максимум, чтобы авторское видение сохранить. Например, мы берем роман и сюжетную линию романа “Преступление и наказание”, всю отражаем всю  историю Раскольникова, включая убийство старухи и последующий момент внутренних переживаний после своего поступка.

 

Второй - авторская инсценировка. Когда мы берем тему или какой-то  художественный мотив, который есть в произведении, но излагаем в собственной интерпретации. Берем тот же роман, но рассказываем историю, например, старухи, которая себе жила и жила, как она до такой жизни докатилась, и почему это случилось, а потом еще рассказываем о том, как она пьет чай с Богом и глумится над Раскольниковом. 

 

opwfomxra3a_0.jpg

 

Сейчас попробуем окунуться в режиссерскую работу, ведь большинство инсценировок пишется не писателями, а режиссерами. Почему? Потому что инсценировка - это прежде всего сценическое действие, и для того, чтобы написать его, надо знать законы, по которым это сценическое действие развивается. 

 

Конечно, режиссер может обратиться к профессионалом, но, как правило, если режиссер хочет материал в работу, если его цепляет какая-то история, и ему очень надо превратить ее в сценическую версию и средствами театра рассказать зрителю, он уже настолько глубоко в этом материале находится, что никто кроме него самого не может сделать это лучше. Хотя консультации профессионалов никогда не лишние 

 

Пройдем по технологии превращения произведения в инсценировку.

 

1

Первое, что нужно сделать с произведением, конечно, его  прочесть. Мне очень понравилось “Неба Ганны”, и текст, и иллюстрации, которые многое решают в восприятии произведения. 

У каждого человека свой способ познания мира, мой - посредством театра. 

 

Режиссер - это двойственная профессия. С одной стороны ты рождаешь в пространстве какие-то новые миры, которых раньше не существовало. Наполняешь их персонажами, героями, мыслями, чувствами, ощущениями, визуальными образами - и весь поток этого мира выливаешь на зрителя. Ты - созидатель. 

 

С другой стороны это и твой способ познания мира. Для того, чтобы создать какой-то мир, его материализовать, мир должен перед тобой раскрыться, быть тобой обнаруженным, среди бытовой шелухи обыденной жизни ты должен начинать снимать с обыденности пласты и что-то интересное доставать - на эмоциональном уровне, на энергетическом, на физическом. То есть художник воздействует не только на зрителя, но и на себя, трансформирует себя и свой мир. 

 

Те темы, за которые берется режиссер - как правило, это его триггеры: это его интересует, его вдохновляет, ему болит. В искусстве важно только личное высказывание. Если материал тебя не цепляет, не заставляет искать ответы, ничего не получится. 

 

Поэтому прочтем и попытаемся понять, цепляет ли нас. (Участник мк читают по образцу по кругу)

 

q8sf8ysfjb0.jpg

 

2.

 

Теперь надо определить тему истории - о чем она? (не сюжет, а про что?).

 

Если бы мы сидели у камина, о чем бы мы разговаривали, чтобы вам захотелось рассказать эту историю (ответы: о полете фантазии, о принятии смерти, о семейных отношениях). 

 

Мы все прочили одну историю, но уже нашли как минимум три темы. Роль режиссера - в интерпретации. Прочел историю - и нашел в ней свою тему. И теперь на эту тему он будет вести разговор с самим собой и со зрителем. Вот какую тему режиссер выберет - такая история и будет дальше.  

 

3. 

Идея. Идея - то, что нас лично волнует в этой теме. Что мы хотим сказать по этому поводу. Есть три темы, а значит, и 3 идеи:

 

Полет фантазии - наша фантазия делает мир более приемлемым.

 

Семейные отношения - традиционно считается, что родители помогают детям, а на самом деле это взаимообмен, к которому надо быть открытым.

 

Принятие смерти близкого - жизнь не заканчивается этой жизнью, и важно в это верить. 

 

Три разных посланию по одной и той же книге! 

 

В первых трех пунктах мы в большей степени используем материал автора, опираемся на свой анализ авторского текста. В следующем пункте в доминанту выйдет наше видение. 

 

xtlzve9qhla.jpgv1z3lrhl3t4.jpg

 

4.

Сюжет - как мы можем рассказать историю, исходя из темы и идеи?

 

Что происходит в авторской версии? Вычленим повороты сюжета, завая самим себе вопросы.

 

Отец собирается на похороны. А у Анны много времени. Почему у нее много времени? Она не хочет идти на кладбище. Что она делает? Она пытается соскользнуть в мир фантазии и увлечь туда своего отца. Что дальше? Отец поддается, он идет к ней навстречу, он говорит: “Хорошо, если хочешь полетать, давай полетаем”. И увлекается. Они проговаривают болезненные моменты и после этого разговора Анна готова внутренне пойти туда, куда они и собирались. 

 

Это то, что донес до нас автор. 

 

Но если мы рассказываем историю про полеты? 

 

Что для нас там самое важное, и какой может быть сюжет? Мы пытаемся перенести на сценическую площадку не внешнюю сторону сюжета, а внутреннюю жизнь главных персонажей. 

 

В этой внутренней жизни есть дополнительные герои, которые и обозначены в книге и не обозначены. 

 

Там может появится Бог. Мы можем дать ему текст, которым он будет разговаривать и с дочкой и с папой. И наверняка у них будут разное восприятие его слов. У Анны, если вы заметили, такие богоборческие настроения - если Бог такой добрый, почему он делает нам больно? И это отдельная тема, которая тоже может раскрываться. 

 

Там может быть и мама, и другие родственники, рыбы, птицы, и все это герои тоже могут вступать во взаимодействие. 

 

Из сюжета становится понятен жанр - тут у нас получается мистическая история, фэнтези. 

 

А если мы говорим о семейных взаимоотношениях?

 

В данном случае важна ретроспекция. Нам надо понять, что происходило в семье до того, как мама ее покинула. 

 

Что это была за семья, какие это были отношения. Тогда у нас будет кульминационный слом: были отношения, человек из них ушел, далее они в том же формате не возможны. 

 

Чтобы реализовать идею взаимопомощи детей и родителей, мы предложим зрителю наблюдать, как выстраивается новая система отношений, как папа и дочка  пытаются справится с заполнением пустоты. 

 

Жанр скорее всего будет драма, но драма со счастливым концом. 

 

А если концентрируемся на утрате близкого человека?

 

Если  идея в том, что жизнь продолжается, то вполне логично развернуть историю через будущее. Показать, что Анна уже выросла, что у нее есть свои дети, а потом, через это, вернуться к сюжету самого произведения. 

 

Будущее случилось, это объективная реальность, но с какими испытаниями Анна шла к этому будущему, как переживала свои утраты?

 

Какие могут быть варианты по жанру? Это может быть музыкальная комедия для детей, и тогда вариант фантасмагории будет очень удачно впишется в сюжет.

 

thwng_efuzk.jpg

 

5

Жанр - их мы уже определили. 

 

6.  

Через кого мы будем рассказывать уже нашу историю?.  С нашими темами и идеями, которые мы хотим передать и в рамках сюжета  и жанра. Мы немного обозначали, кто присутствовал в нашей фантастической истории, нашей драматической истории и музыкальной комедии. 

 

Наиболее  многочисленный, естественно - жанр музыкальной комедии, он априори предполагает массовые, яркие и динамичные сцены. Кто может участвовать в этой истории? Друзья детей, одноклассники, колеги Анна, ее муж, его семья, покупали в супермаркете - почти кто угодно. 

 

В драме мы наметили троих - папу, Анна и Бога. 

 

Жанр фэнтези тоже должен быть ярким, насыщенным и активным. Стоит подумать над анимацией и визуальными эффектами. 

 

Чем легче жанр, тем больше героев. А вот драматическую историю лучше рассказывать крупным планом, через нескольких персонажей и их переживания.

 

Вопрос из зала: как вернуться к теме смерти в музыкальной комедии?  Как ее не потерять?

 

Ответ: В каком то кульминационном моменте нам важно сказать, что могло быть по другому. В прошлом был момент внутреннего выбора - поверить, что жизнь не окончена, счастье есть, или не допустить в своей жизни больше ничего светлого. 

 

Вопрос из зала: Как рассказать смешно о несмешном? Мы абсолютно теряем настроение книги, мы навязываем свое видение, жестко навязываем, превращая смерть в  комедию. 

 

Ответ: Это авторский выбор. Когда начались первые инсценировки Гоголя, он был против, а Достоевский писал, что невозможно вытащить из романа драму. Но современный мир позволяет такие интерпретации - инсценировка не должна следовать тексту, это может быть своя версия. По мотивам - это тоже вид инсценировки. 

 

Ольга Смолюгова, 

детский театр «Чемодан»

 


 
 

сачыць за новымі ідэямі для кнігасустрэч спадручна ў telegram  / следить за свежими идеями для книговстреч удобно в telegram