Как писать инсценировку художественного произведения: на примере “Неба Ганны” Стиана Холе
расшифровка лекции Ольги Смолюговой (детский театр "Чемодан")
Один из способов работы с инклюзивной литературой - это постановка любительского спектакля (вариант - читки) по книге.
Что такое инсценировка и чем она отличается от других видов драматурги?
Инсценировка это не спектакль, а литературное произведение. Отличается оно от оригинала способом переложения.
Драматургия - это пьеса, специально написанная автором, которую можно поставить в театральном пространстве.
Инсценировка - это история, которую тоже можно поставить в театральном пространстве, но основой ее является не пьеса, а прозаическое или поэтическое произведение.
Существует 2 вида инсценировки.
Первый - это когда мы берем за основу сюжетную линию автора и делаем максимум, чтобы авторское видение сохранить. Например, мы берем роман и сюжетную линию романа “Преступление и наказание”, всю отражаем всю историю Раскольникова, включая убийство старухи и последующий момент внутренних переживаний после своего поступка.
Второй - авторская инсценировка. Когда мы берем тему или какой-то художественный мотив, который есть в произведении, но излагаем в собственной интерпретации. Берем тот же роман, но рассказываем историю, например, старухи, которая себе жила и жила, как она до такой жизни докатилась, и почему это случилось, а потом еще рассказываем о том, как она пьет чай с Богом и глумится над Раскольниковом.
Сейчас попробуем окунуться в режиссерскую работу, ведь большинство инсценировок пишется не писателями, а режиссерами. Почему? Потому что инсценировка - это прежде всего сценическое действие, и для того, чтобы написать его, надо знать законы, по которым это сценическое действие развивается.
Конечно, режиссер может обратиться к профессионалом, но, как правило, если режиссер хочет материал в работу, если его цепляет какая-то история, и ему очень надо превратить ее в сценическую версию и средствами театра рассказать зрителю, он уже настолько глубоко в этом материале находится, что никто кроме него самого не может сделать это лучше. Хотя консультации профессионалов никогда не лишние
Пройдем по технологии превращения произведения в инсценировку.
1
Первое, что нужно сделать с произведением, конечно, его прочесть. Мне очень понравилось “Неба Ганны”, и текст, и иллюстрации, которые многое решают в восприятии произведения.
У каждого человека свой способ познания мира, мой - посредством театра.
Режиссер - это двойственная профессия. С одной стороны ты рождаешь в пространстве какие-то новые миры, которых раньше не существовало. Наполняешь их персонажами, героями, мыслями, чувствами, ощущениями, визуальными образами - и весь поток этого мира выливаешь на зрителя. Ты - созидатель.
С другой стороны это и твой способ познания мира. Для того, чтобы создать какой-то мир, его материализовать, мир должен перед тобой раскрыться, быть тобой обнаруженным, среди бытовой шелухи обыденной жизни ты должен начинать снимать с обыденности пласты и что-то интересное доставать - на эмоциональном уровне, на энергетическом, на физическом. То есть художник воздействует не только на зрителя, но и на себя, трансформирует себя и свой мир.
Те темы, за которые берется режиссер - как правило, это его триггеры: это его интересует, его вдохновляет, ему болит. В искусстве важно только личное высказывание. Если материал тебя не цепляет, не заставляет искать ответы, ничего не получится.
Поэтому прочтем и попытаемся понять, цепляет ли нас. (Участник мк читают по образцу по кругу)
2.
Теперь надо определить тему истории - о чем она? (не сюжет, а про что?).
Если бы мы сидели у камина, о чем бы мы разговаривали, чтобы вам захотелось рассказать эту историю (ответы: о полете фантазии, о принятии смерти, о семейных отношениях).
Мы все прочили одну историю, но уже нашли как минимум три темы. Роль режиссера - в интерпретации. Прочел историю - и нашел в ней свою тему. И теперь на эту тему он будет вести разговор с самим собой и со зрителем. Вот какую тему режиссер выберет - такая история и будет дальше.
3.
Идея. Идея - то, что нас лично волнует в этой теме. Что мы хотим сказать по этому поводу. Есть три темы, а значит, и 3 идеи:
Полет фантазии - наша фантазия делает мир более приемлемым.
Семейные отношения - традиционно считается, что родители помогают детям, а на самом деле это взаимообмен, к которому надо быть открытым.
Принятие смерти близкого - жизнь не заканчивается этой жизнью, и важно в это верить.
Три разных посланию по одной и той же книге!
В первых трех пунктах мы в большей степени используем материал автора, опираемся на свой анализ авторского текста. В следующем пункте в доминанту выйдет наше видение.
4.
Сюжет - как мы можем рассказать историю, исходя из темы и идеи?
Что происходит в авторской версии? Вычленим повороты сюжета, завая самим себе вопросы.
Отец собирается на похороны. А у Анны много времени. Почему у нее много времени? Она не хочет идти на кладбище. Что она делает? Она пытается соскользнуть в мир фантазии и увлечь туда своего отца. Что дальше? Отец поддается, он идет к ней навстречу, он говорит: “Хорошо, если хочешь полетать, давай полетаем”. И увлекается. Они проговаривают болезненные моменты и после этого разговора Анна готова внутренне пойти туда, куда они и собирались.
Это то, что донес до нас автор.
Но если мы рассказываем историю про полеты?
Что для нас там самое важное, и какой может быть сюжет? Мы пытаемся перенести на сценическую площадку не внешнюю сторону сюжета, а внутреннюю жизнь главных персонажей.
В этой внутренней жизни есть дополнительные герои, которые и обозначены в книге и не обозначены.
Там может появится Бог. Мы можем дать ему текст, которым он будет разговаривать и с дочкой и с папой. И наверняка у них будут разное восприятие его слов. У Анны, если вы заметили, такие богоборческие настроения - если Бог такой добрый, почему он делает нам больно? И это отдельная тема, которая тоже может раскрываться.
Там может быть и мама, и другие родственники, рыбы, птицы, и все это герои тоже могут вступать во взаимодействие.
Из сюжета становится понятен жанр - тут у нас получается мистическая история, фэнтези.
А если мы говорим о семейных взаимоотношениях?
В данном случае важна ретроспекция. Нам надо понять, что происходило в семье до того, как мама ее покинула.
Что это была за семья, какие это были отношения. Тогда у нас будет кульминационный слом: были отношения, человек из них ушел, далее они в том же формате не возможны.
Чтобы реализовать идею взаимопомощи детей и родителей, мы предложим зрителю наблюдать, как выстраивается новая система отношений, как папа и дочка пытаются справится с заполнением пустоты.
Жанр скорее всего будет драма, но драма со счастливым концом.
А если концентрируемся на утрате близкого человека?
Если идея в том, что жизнь продолжается, то вполне логично развернуть историю через будущее. Показать, что Анна уже выросла, что у нее есть свои дети, а потом, через это, вернуться к сюжету самого произведения.
Будущее случилось, это объективная реальность, но с какими испытаниями Анна шла к этому будущему, как переживала свои утраты?
Какие могут быть варианты по жанру? Это может быть музыкальная комедия для детей, и тогда вариант фантасмагории будет очень удачно впишется в сюжет.
5
Жанр - их мы уже определили.
6.
Через кого мы будем рассказывать уже нашу историю?. С нашими темами и идеями, которые мы хотим передать и в рамках сюжета и жанра. Мы немного обозначали, кто присутствовал в нашей фантастической истории, нашей драматической истории и музыкальной комедии.
Наиболее многочисленный, естественно - жанр музыкальной комедии, он априори предполагает массовые, яркие и динамичные сцены. Кто может участвовать в этой истории? Друзья детей, одноклассники, колеги Анна, ее муж, его семья, покупали в супермаркете - почти кто угодно.
В драме мы наметили троих - папу, Анна и Бога.
Жанр фэнтези тоже должен быть ярким, насыщенным и активным. Стоит подумать над анимацией и визуальными эффектами.
Чем легче жанр, тем больше героев. А вот драматическую историю лучше рассказывать крупным планом, через нескольких персонажей и их переживания.
Вопрос из зала: как вернуться к теме смерти в музыкальной комедии? Как ее не потерять?
Ответ: В каком то кульминационном моменте нам важно сказать, что могло быть по другому. В прошлом был момент внутреннего выбора - поверить, что жизнь не окончена, счастье есть, или не допустить в своей жизни больше ничего светлого.
Вопрос из зала: Как рассказать смешно о несмешном? Мы абсолютно теряем настроение книги, мы навязываем свое видение, жестко навязываем, превращая смерть в комедию.
Ответ: Это авторский выбор. Когда начались первые инсценировки Гоголя, он был против, а Достоевский писал, что невозможно вытащить из романа драму. Но современный мир позволяет такие интерпретации - инсценировка не должна следовать тексту, это может быть своя версия. По мотивам - это тоже вид инсценировки.
Ольга Смолюгова,
детский театр «Чемодан»
сачыць за новымі ідэямі для кнігасустрэч спадручна ў telegram / следить за свежими идеями для книговстреч удобно в telegram