Летний эксперимент

01/06/2014

В серьёзной Научной библиотеке БНТУ мы решили устроить цикл мероприятий  для (и внуков!) работников БНТУ, рассчитанных на привлечение к чтению.

 

Белорусский женский портал «Velvet.by» предложил нам информационную  поддержку этой задумки. Мы все вместе подумали и решили устроить летний лагерь чтения – для тех детей, которые остаются в городе на лето. И оформить все это в виде «Летнего эксперимента» - вы нам детей, которые не очень-то любят читать, а мы вам – не только теорию, но и практику, что делать с такими детьми.

 

Выбрали 6 современных книг, по которым хотели бы провести встречи. И 6 околокнижных мест, подходящих  по сюжету книгам.  

 

1 встреча. «Книга, которая учит любить книги даже тех, кто не любит читать» Ф.Буше

 

proekti_letnik_foto22.jpg

proekti_letnik_foto23.jpgПервое место, куда мы решили пойти – одна из детских библиотек города. И первая книга, которую мы взяли – это самая «нестрашная» «Книга, которая учит любить книги даже тех, кто не любит читать» Ф.Буше.

Ее мы не стали задавать на дом, а решили прочитать прямо там. Но, чтобы прочитать, - сначала найти. Постранично.

 

Выбрали самые забавные страницы и спрятали в библиотеке. И к каждой странице нарисовали карту библиотеки с крестиком. К карте прилагалось задание. Крестиком была отмечена пещера, в которую нужно бежать. Задание – у каждой семьи свое. Потом мы собирали найденные листы в книгу, зачитывая и рассказывая, что на них.

 

И еще подписали договора об участии. Обговорили, что домашнее задание должно быть сдано за 24 часа до следующей встречи. Книга озвучивается на предыдущей. Домашнее задание выполняется через соц. группы. Книги усложняются.

proekti_letnik_foto3.jpgproekti_letnik_foto21.jpg

 

После мероприятия все дети записались в библиотеку. Не только для того, что бы взять вторую книгу проекта – нет, они взяли и другие книги, долго выбирали, ходили по младшему абонементу, пока родители обсуждали проблему Нечтения.

           

Еще через день был готов репортаж на Вельвете, и мы выгрузили фотографии в группы. Репортаж получился очень милый, дети на фотографиях  такие одухотворенные… Комментарии нас порадовали.

 

2 занятие. «Шоколадные каникулы» Б. Фрио

В Первой Кулинарной школе Оеде, которая согласилась принять нас на второе занятие, родители не поместились. Поэтому мы оставили детей и пошли в ближайшую кафешку попить кофе и поговорить о чтении.

 

Приглашенными экспертами в области чтения выступали Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский. Для начала мы спросили у родителей, легко ли им было обеспечить прочтение детьми следующей книги?

 

Оказалось, легко. Дети даже возмущались, что книга короткая. И хоть родителям казалось, что Жанов в семье слишком много, чтобы их не путать, у детей это затруднений не вызывало. Одна из мам рассказала историю, что была уверена, что ее дочка не понимает кто из Жанов кто, а потом по какому-то другому поводу дочка ей выдала: «Я как Жан В, до меня не сразу доходит». А еще один мальчишка сказал маме, вредничая: «Я сегодня Жан Г (Гаденыш)».

proekti_letnik_foto5.jpgВ общем, это подве ло нас к сложной теме, что родители часто заблуждаются на счет того, как их дети воспринимают те или иные книги. Андрей с Женей, авторы книг для подростков, в которых поднимаются сложные, страшные для родителей темы, рассказали, что, по их мнению, к 12 годам у ребенка должна сформироваться уже четкая, категоричная позиция насчет страшных вещей – наркотиков, например. Что в 12-13 лет, когда наступает время для этих самых страшных вещей, объяснять что-то уже поздно. Ребенок не должен даже сомневаться, столкнувшись с ними – просто сказать свое «нет». А настроить их на это должны родители. И книги – отличный вариант в помощь.

 

Уберечь от ошибок – не значит не говорить на тяжелые темы. Как раз наоборот – говорить и читать, чтобы уберечь от ошибок. Литература и должна освещать то, что волнует подростков, не делать вид, что этого нет – наркотиков, подросткового секса, плохих учителей в школе, травли подростками тех, кто на них не похож…

 

Мы договорились с ними взять в проект одну из книг Андрея и Жени – толстую и требующую объяснения родителей «Правдивую историю Деда Мороза». Ее придется читать вместе.

И остальные книги мы решили брать потолще. Усложнили эксперимент!

 

В это время дети на бесподобной яркой кухне обсуждали прочитанное. И снова оказалось, что мы выбрали слишком тонкую книгу! И слишком простое задание!

proekti_letnik_foto4.jpg

proekti_letnik_foto9.jpg

А потом дети с чудесным поваром готовили капкейки. Сами замесили тесто, сами разбили яйца, сами взвесили муку – все-все сами! Сами выпекали, сами украшали – волшебное действо на волшебной кухне. А ведь простая идея:  прочитали художественную книгу – и готовить любимые блюда главных героев!

 

Когда в конце встречи озвучилась книга новой встречи, детям сказали,  что задания по ней будут готовы через три дня. «Когда?!» - сказали дети. – «Давайте завтра!!!». Пришлось сделать завтра…

 

Следующей книгой мы озвучили книгу уже белорусского писателя Олега Эм «Летние каникулы: Записки пресс-службы сумасшедшего профессора Лепольда Мозгокрутикова». Почему? С целью популяризации науки. Показать, что и художественные книги несут большой багаж знаний. Научных. Что книга про физику и химию может быть интересной.

 

Сама по себе книга не толстая, но каждая ее глава содержит описание какого-нибудь эксперимента, что немного затрудняет чтение. Нам было любопытно, как участники справятся с этим.

А, когда вышел отчет на портале , мамы снова писали комментарии…

Встреча 3. Олега Эм «Летние каникулы: Записки пресс-службы сумасшедшего профессора Лепольда Мозгокрутикова»

 

На встречу мы пришли в ту самою лабораторию того самого профессора, описанную в книге Олега Эм. Встретил нас сам профессор, и пока мы ждали всю команду – предложил для начала… посидеть на гвоздях. Мы рискнули. Дети – первыми, мамы за ними.

И вот наконец детей пригласили в лабораторию. А родителей нет. Лаборатория ведь секретная — туда кого попало не пускают.

Родители остались в уютном дворике обсуждать впечатления от книги и слушать рекомендации знаменитого книжного блогера Натальи Медведь. 

 

_DSC0058.jpg_DSC0136.jpg

А детям профессор Мозгокрутиков рассказал про свои секретный экспонаты. Вот вы, например, знаете, что такое йо-йо? Дети знали. Но такое огромное йо-йо (он же маятник Максвелла) они видели впервые! Профессор рассказал, показал и даже разрешил попользоваться самостоятельно всеми своими экспонатами. Это было незабываемо! Участники испытали  экспонат «человек-батарейка» и шар Тесла, запустили стробоскоп, два вечных двигателя, построили магнитную арку, поразглядывали оптические иллюзии на стенах, сделали цветные тени, послушали музыку зубами, проверили эхофон и поиграли на трубобане обычными теннисными ракетками, запустили маятники, простой и волнообразный и заглянули в зеркальный коридор.

 

И тут же все решили стать учеными. Примерили профессорский халат – и пошли за мамами – проводить повторную экскурсию уже для них. Это был самый милый момент встречи, когда маленькие профессора сами персказали родителям назначение каждого экспоната. Никогда раньше мы не видели такого действенного метода популяризовать науку!

Судя по отзывам – под впечатлением от лаборатории и книги остались не только мы.

 

Мы очень хотели взять в проект самую нашумевшую книгу лета «Наш старый добрый Вавилон», но нас немного смущало, что она – совсем-совсем недетская. Потом мы подумали – пусть родители сами смотрят, читать или пересказывать своим детям книгу. Ведь мы же и ставили своей целью детско-родительское общение вокруг книги. Мы выбрали главы книги попроще, и выбрали посложнее, только для родителей.

 

Встреча 4. «Наш старый добрый Вавилон» М.Володина

 

На эту встречу мы пошли на экскурсию. А экскурсия была целиком и полностью привязана к книге. Мы ходили только по центру города, но повспоминали многие главы и многие, неописанные в книге исторические моменты. У нас был очень хороший экскурсовод, Людмила Скрадаль, дети не отходили от нее все 1,5 часа, слушали, отвечали, даже сами попробовали быть экскурсоводами. Людмила сняла свой специальный бейдж – и предложила всем желающим рассказать про телевизионную башню.

 

Мы немного волновались за этот день, ведь экскурсию по городу не все взрослые выдерживают – а тут дети. Но ведь мы изначально ставили своей целью очень разные книги и очень разные мероприятия, мы хотели, чтобы и дети и родители включились в этот увлекательный процесс общения по поводу книги, хотели показать, что нехудожественная литература – так же хороша и удивительна, как приключенческая.

 

_DSC0212.jpg

proekti_letnik_foto13.jpgНо волновались мы зря. Детям понравилось. Они так и говорили журналистке, что не хотели идти, потому что не любят экскурсии, но пришли и не жалеют.

Наверно, в каждом городе есть хорошие экскурсоводы и книги про город, или книги, действия который проходит в городе. Попробуйте совместить – получается очень необычно!

 

Озвучили новую книгу – «Правдивая история Деда Мороза». Некоторые участники начали читать прямо на месте, не отходя от скамейки в парке.

Вот отчет. 

 

Встреча 5. «Правдивая история Деда Мороза» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак

На занятие мы пришли в магазин «Сундучок детских книг». Дети делали ёлочные игрушки 60-х годов, совсем как в книге, с замечательным мастером Ольгой Харитончик. А родители разговаривали с хозяйкой магазина про «сложные книги». А все потому, что последнюю книгу мы хотели взять очень сложную. «Привет, давай поговорим» Шэрон Дрейпер, книгу про особенную девочку. Сложную, неоднозначную, но, тем не менее, щемяще светлую книгу…

proekti_letnik_foto14.jpgproekti_letnik_foto16.jpg

Как это было.

 

Встреча 6, последняя. «Привет, давай поговорим» Шэрон Дрейпер

На закрытие проекта мы пришли в нашу, родную библиотеку БНТУ. И начали с фонда редких книг. Показали участникам, что книги бывают не только новые, из магазина, но и совершенно древние, большущие и крохотные, с ятями, в старинных, богатых обложках.

 

Подвели итоги и сложили своими руками маленькую книгу с фотографиями проекта. И проголосовали цветными стикирами за лучшую книгу проекта.

Любопытно?  Просмотрите отчет, там все в картинках!

 

proekti_letnik_foto17.jpg

proekti_letnik_foto18.jpg

Всем участникам мы вручили именные дипломы, и список книг на будущее чтение. А потом душевно попили чай, пообщались с родителями и детьми. Специально к этой встрече испекли печеньки с сюрпризом – в каждой печеньке книга, которую нужно прочитать следующей. Смелые взяли по две – обещались прочитать все.

 

Грустно заканчивать большие проекты – за это время мы сдружились и с детьми и с родителями. С книгами, которые не просто прочитаны – а прочитаны вместе, с трех сторон: мы, взрослые участники и участники-поменьше. С обсуждениями этих книг, их нюансами и оттенками, моментами, которые разглядели только дети или только мамы. С темами, которые поднимают эти книги. С темами, которые возникают из тем, которые они поднимают.

 

Из проекта вырасла идея отдельного курса "Расчитаем любого". Надеемся, нас ждет еще много приключений!