Громкие чтения: зачем

Название курса: 

У нас за плечами профессиональное библиотечное образование , 12 лет опыта работы с детской книгой вообще и привлечению к чтению в частности.  Кстати, это наше любимое направление работы!

12 лет опыта громких чтений  +  основательный багаж теоретических знаний, и мы  заявляем с уверенностью – «громкие чтения» – работают!

Просто чтение вслух, без всяких дополнительных «спецэффектов».

Существует множество исследований, подтверждающих важность чтения вслух детям. От нуля лет и до…бесконечности.

 

В этом материалле мы постарались сделать обзор самых интересных интернет-источников на данную тему. (Выбирали мы их, конечно, исходя из собственного опыта и личных предпочтений)

 

Почему чтение вслух так важно, с нашей точки зрения?

 Есть такое выражение – нами правят привычки.  Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.

 

Нет лучшего способа привлечения к чтению, чем позитивный пример. Родители, которые читают ребенку перед сном и – сами, в любое свободное время. Другие читающие дети и читающие семьи, книжные места, события, завязанные на книгу и чтение. Люди, обсуждающие  друг с другом  прочитанное.

И нет ничего лучше для формирования языкового чутья и литературного вкуса  – чем высокохудожественные и высококультурные детские книги разных жанров.

 

Почему родители должны читать вслух своим детям? Потому что именно они отвечают за привычку к чтению своего ребенка. 

  1. Потому что ежедневное чтение вслух – это еще одно доказательство любви для вашего ребенка. Воспоминания о уютных вечерних семейных чтениях останутся с вашим ребенком на всю жизнь! 
  2. А для вас – выгодное вложение в его будущее! Кроме привычки читать книги дети приобретают моральные ценности, заложенные в хорошей литературе. Книги воспитывают намного лучше нравоучений! А еще ребенок учится быть внимательным,  размышлять и  фантазировать.
  3.  Кроме того, современные детские книги настолько великолепны, что вы с удовольствием и сами послушали бы их! И позаглядывали – потому что качество иллюстраций в правильных книгах тоже на высоте! Многие из них имеют насколько смысловых слоев – для ребенка и для взрослого, рассказывают сразу две истории и с удовольствием будут перечитаны ребенком уже самостоятельно, когда он подрастет.
  4. И самое главное. Книга – это замечательный повод пообщаться со своим ребенком. На любые темы. И привычка разговаривать про книги, привитая в детстве, не раз выручит вас, когда ребенок станет подростком.

 

Не убедительно?

Всё, тогда не читайте дальше. Не читайте ни строчки, потому что как бы мы не хотели написать про то, во что мы верим, мы все равно не сможем сделать это даже в половину – в какую половину, даже в десятую часть – так же хорошо, как Даниэль Пеннак в своей книге «Как роман». Откройте ее прямо сейчас. Ее нельзя описать словами. Нельзя пересказать или хотя бы обозначить, о чем она. Давайте!

 

Прочитали?

Отлично. Теперь вы готовы ко всяким умным (и нудным местами) методикам проведения громких чтений. Потому что настрой, остающийся после Пеннака, трудно сбить даже самыми научно-подтвержденными трудами.

Потому что читают не только голосом, но и сердцем. И вы уже начали это понимать, верно?

 

Есть еще несколько книг, затрагивающих вопросы организации громких чтений. Но вам  придется самостоятельно выловить полезные советы из большого объема текста.

Кашкаров А.П. Как приохотить ребенка к чтению . В ней, например, есть приложение  «Как читать детям, если ты не родитель?», подробное описание специфики привлечения к чтению разновозрастных детей (от малышей до подростков)  с рядом интересных предложений.

И он же, только меньше и под другим соусом: Кашкаров А.П. Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря.

 

Несколько исследований громких чтений, как культурной традиции.

Тут и тут. Интересные исторические подробности и необычные аспекты рассмотрения чтения. 

Два исследования о том, почему надочитать маленьким детям - переводная статья от блога "Маленький читатель"

 

В этом материале нам понравилась мысль, что при чтении возникают связи двух типов – между автором и слушателями и в самой группе слушателей. Думаем, это важно, чтобы ребенок открыл для себя не только прелести чтения, но и удовольствие разговаривать о прочитанном.

Пути развития методики в историческом контексте, связь чтения с речью и эмоциями, психология восприятия чтения, обзор современной литературы по выразительному чтению и многое другое.

 

И, напоследок,  самая любимая наша статья, в которой есть (среди прочего) такие уникальные вопросы (и ответы) как:  Чего стоит ожидать от громких чтений и Что нужно знать родителям. Статья это родилась после проведения первого занятия из авторского курса Натальи Медведь "Книжкино время" как ответ на вопросы родителей. Т.е. является абсолютно практической! 

 

В следуещей записи мы перейдем к правилам организации громких чтений. 

 


сачыць за новымі ідэямі для кнігасустрэч спадручна ў telegram  / следить за свежими идеями для книговстреч удобно в telegram