Громкие чтения: как

19/10/2015

И, наконец, правила организации громких чтений, которые нам нравятся.

Ниже мы приводим ссылки, заслуживающие, с нашей точки зрения,  внимания.

А еще ниже попытались обобщить их с учетом нашего личного опыта.

Как правильно читать вслух для работников детских садов 17 правил.

 Подробная методичка на13 листов с библиогарфией в конце.

Еще более серьезная методичка: Структура занятия,  + литература. Ряд спорных вопросов, например, стоит ли прерывать чтение, что бы рассмотреть картинки. Но подробное описание этапа подготовки и проведения после прочтения книги. Со временем такие вещи вы станете делать просто интуитивно и непринужденно. Возможные типы задания для проведения беседы.

Рекомендации по организации громких чтения для самых крохотных читателей от блога «Маленький читатель». Очень толковые.

И еще одна статья с того же блога - Читаем начинающему читателю. Тот случай, когда продукт перехвалить невозможно)

Замечательная вещь от Гете-института, которую мы нашли только при подготовке статьи, но которая практически полностью совпадает с нашими собственными наблюдениями.

Как учиться читать в процессе громких чтений - 10 подсказок упражнений вовремя чтения. Оставили в ссылках, как вариант обучающего чтения.

Много видиозаписей громких чтений. Мы не являемся поклонниками чтений в записи, однако поучиться методике чтения у Марины Аромштам – стоит!

Особенности чтения вслух длинных текстов, спецэфекты и дополнительные средства, интересные моменты по организации чтения.

Сборка интересных идей в одной статье со отсылками на первоисточники. (Например, Книга на завтрак).

 

Сами правила:

 

gromkie_chteniya_kak1.jpg

 

Соберите слушателей в отдельном помещении. Так у детей будет меньше поводов отвлечься.

 

gromkie_chteniya_kak2.jpg

 

По возможности, антуражном, с декорациями и предметами, упоминаемыми в книге. Впрочем, простые книжные полки уже создают уют и книжное настроение.

 

gromkie_chteniya_kak3.jpg

 

Иногда, в неподготовленной группе с совсем маленькими слушателями, стоит  дополнительно акцентировать внимание родителей на их обязательном участии в чтениях. Громкие чтения – это не спектакль, не просмотр мультфильма, которые не требуют от ребенка никаких умственных усилий – это сложная работа для маленького ребенка, и ему нужна поддержка родителей.  

 

gromkie_chteniya_kak4.jpg

 

Представьтесь сами и поприветствуйте участников. В ряде случаев хорошо устроить маленькое знакомство, особенно, когда группа слушателей небольшая. Мы любим делать забавные антуражные бейджи для наших участников.

А потом представьте книгу, которую будете читать!

 

gromkie_chteniya_kak5.jpg

 

Сделайте упражнения, обеспечивающие прилив энергии и помогающие сконцентрироваться и снять напряжение:  хлопанье в ладоши, хлопки руками и ногами о ровную поверхность, топанье ногами, щелканье пальцами, трение руки об руку, встряхивание руками, потрите (подготовьте) ушки к чтению.

 

gromkie_chteniya_kak6.jpg

 

Расположитесь так, чтобы маленькие слушатели могли видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

 

gromkie_chteniya_kak7.jpg

 

Показывайте детям, что чтение вслух  доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность.  Не забывайте улыбаться, смеяться и предвкушать чтение - ведь это будут замечательные минуты!  Не воспринимайте происходящее как урок, ведь это увлекательное приключение!

 

gromkie_chteniya_kak8.jpg

 

Что если есть слушатели опаздывают? Собрать куда-то ребенка иногда бывает достаточно сложно. Спокойно и доброжелательно поздоровайтесь с опоздавшими и продолжайте чтение. Можно назначить начало встречи с запасом в 15 минут. Это даст родителям время привести, раздеть детей (если надо), и спокойно подготовиться.

 

rezervnaya_kopiya_gromkie_chteniya_kak9.jpg

 

Читайте с выражением. Правдиво и искренне, но без излишней театральщины. Дети остро чувствуют даже самую малейшую фальшь.

 

rezervnaya_kopiya_gromkie_chteniya_kak2.jpg

 

Читайте легко. Конечно же, прочитайте текст заранее, потому что взрослый, вчитывающийся, медленно разбирающий слова прямо в процессе громких чтений не может считаться хорошим чтецом. Любая книга требует подготовки.

Помните, что нельзя тараторить и торопиться – говорите медленнее и не бойтесь повторять. Спокойный, уверенный тон всем пойдет на пользу.

 

rezervnaya_kopiya_gromkie_chteniya_kak11.jpg

 

Некоторые источники предлагают активно использовать технику так называемого диалогового чтения, включающую разговор со слушателями о том, что вы читаете. Делать это стоит только в том случае, если вы не боитесь потерять внимание аудитории.

 

rezervnaya_kopiya_gromkie_chteniya_kak12.jpg

 

Останавливайтесь, когда детям уже не интересно. Время, которое неподготовленная группа может внимательно слушать – 15 минут.

 

rezervnaya_kopiya_gromkie_chteniya_kak13.jpg

 

Иногда после чтения можно провести беседу с ребятами о прочитанном, но это вовсе не обязательно. Подчас более действенным оказывается просто чтение без комментариев, которое дает ребенку возможность самостоятельно осмыслить прочитанное.

 

rezervnaya_kopiya_gromkie_chteniya_kak14.jpg

 

Начинайте и заканчивайте все ваши встречи одними и теми же стихами или играми. Это помогает детям быстрее привыкнуть к новой для них ситуации и действует на них успокаивающе. И дети, и взрослые хотят знать, чего им ждать. Не скупитесь, обыграйте приветствие и прощание по нескольку раз.

 

rezervnaya_kopiya_gromkie_chteniya_kak15.jpg

 

Запланируйте еще примерно 15 - 20 дополнительных минут в конце на разговоры, на то, чтобы «порыться» в книгах, полистать их. Будьте готовы советовать подходящие книги для домашнего чтения. Возможность пообщаться – один из самых привлекательных для родителей аспектов детской книжной встречи. Это дает родителям возможность ближе познакомиться, а вам лучше узнать их интересы (что может очень пригодиться при планировании следующих встреч).

 

rezervnaya_kopiya_gromkie_chteniya_kak16.jpg

 

В конце встречи раздайте информационные материалы (календарь будущих мероприятий, расписание ваших чтений, список рекомендованной литературы и пр.)

 

Если коротко, то при организации книжных чтений вам придется предусмотреть следующие моменты: подходящую книгу,  целевую группу,  обстановку (декорации), налаживание отношений / установку контакта со слушателями и факторы, мешающие проведению занятия.

 

И напоследок. Почему дети, несмотря на огромное количество мультиков и игр, просят вас почитать вслух? Они ещё не осознаёт полезность чтения вслух для развития речи и эмоциональности или образного мышления. Просто они хотят, чтобы рядом были вы, а не телевизор.

 

Пробуйте! У Вас обязательно получится! Мы готовы ответить на любые вопросы. Приходите на наши громкие чтения