Экспертные встречи специально для "Казачнага джэма"

Название курса: 

Фестиваль сказок «Казачны джэм» закончился (я упрямо называю его фестивалем, хотя организаторы назвались всего лишь «праздником сказки». Они скромные:) Можно выдохнуть и описать ощущение и дела.

Специально "Казачнага Джэма" ЗаЧтение организовало 4 встречи/мастер-класса для родителей  со специалистами в области детской литературы. 

 

unnamed_0.jpg

Зачем?

Мы очень хотели показать родителям, что книга (а любая книга – это волшебная сказка, про что бы она ни была) – это великолепный повод и великолепный способ пообщаться со своим ребенком.

Сформированная в детстве привычка совместного чтения и обсуждения книг поможет вам и в более взрослом (и вредном) возрасте так же говорить и договариваться со своим ребенком.

Сегодня, когда мир меняется так быстро и так резко, быть на одной волне со своим ребенком, находить общие темы  и слышать друг друга становится все сложнее.

Литература всегда была отражением времени, отражением проблем, которые волнуют людей, помощником и советчиком. Вот почему так важно знать не только классику, но и современных авторов, которые пишут на злободневные, часто неудобные, но так необходимые сегодня темы.

Вот почему кроме русских народных сказок родителям следует знать и читать своим детям качественные, грамотные, великолепно оформленные современные детские книги.

Привести пример?

Скажем, про проблемы в детском саду. Или непонимание в школе. Или боязнь темноты, нежелание засыпать в одиночестве, появление сестренки или братишки, или, наоборот, переехавший далеко-далеко лучший друг.  

Мы хотели показать родителям потенциал книги и ее огромные возможности. Надеемся, у нас получилось.

 

Количество участников «экспертных встреч» было ограничено форматом мастер-классов, поэтому нам хватило времени поговорить со всеми. Задать любые вопросы и получить маленькие личные консультации.

Нам безумно понравилось! Спасибо организаторам «Казачнага Джэма», что предоставили нам такую возможность!

 

Расскажем про все экспертные встречи по порядку:  

Первой и самой интригующей встречей стала встреча с от практическим  психологом и психодраматистом  Ольгой Гараниной. Ольга очень интересно рассказала про такое направление с детками, как сказкотерапия.

 

img_20150922_201029.jpgimg_20150922_200137.jpg

 

Что же такое сказки? Сказки, это то, что мы слушаем с детства. Сказки – это отражение жизни тех людей, которые жили до нас и аккумулировали свой жизненный опыт.  

Сказки собирались, передаваясь из поколения в поколение.  Чуть ли не каждое слово в них  было отшлифовано, несло определенный смысл.

 

Вы заметили, что суть, заложенная во многих сказках мира – одна и та же, только подана она немного по-разному, исходя из той местности, в которой родилась сказка.

Одни образы в сказках апеллируют к нашему сознанию, другие – к бессознательному, одни смысли лежат на поверхности – другие так запрятаны в сюжете, что не всякий специалист раскопает.

Какие бывают сказки? Какие функции они несут?  

Каким образом пользоваться инструментом-сказкой?

И для чего это делать?

Какую сказку предпочесть? Самую обычную, или написанную специалистом-сказкотерапевтом?

(Что, бывают и такие сказки? Где их найти?)

И как понять, что со сказкой вы – угадали? Что именно она «зашла», отражает переживания вашего ребенка, затрагивает интригующие его темы?

Сложно ли написать сказку самому?

 

Эти и множество других вопросов Ольга Гаранина затронула в своем тренинге «Сказка – волшебные врата в мир ребенка».

Приведем только две цитаты, понимая, что передать весь тот массив информации, который мы получили на встрече, просто невозможно.

«Сказкотерапия – очень хороший инструмент, чтобы вовремя  вытаскивать из ребенка негативные эмоции, страхи, переживания. Это не обязательно  должна быть специальная, терапевтическая сказка, а может быть вполне обычная, стандартная сказка, но правильно выбранная и рассказанная в нужный момент»

«Сказки - это готовый сценарий поведения. В иносказательной, волшебной манере она готовит ребенка к взрослой жизни, к трудностям, которые его ждут, проблемам, которые ему придется решать. Сказки передают жизненный опыт, проигрывают важные жизненные ситуации.  Сказки могут оказывать терапевтический эффект, а могут выполнять диагностическую функцию. При помощи сказки можно понять, что именно сейчас переживает ваш ребенок»

 

img_20150922_200954.jpg

 

Ольга на своих двухдневных тренингах в Институте интегративной психодрамы учит не только разбираться в возможностях готовых сказок, но и писать сказки самих участников тренинга.

 

От себя можем добавить, что многие смысли и символы, заложенные в русских народных сказках, нас бесконечно удивили.

Выслушав множество интересных фактов, мы даже попробовали самостоятельно оценить сказки с точки зрения их терапевтического потенциала.

Три часа пролетели незаметно!

 

img_20150923_193311.jpg

 

На второй экспертной встрече «Казкі на роднай мове» мы говорили про белорускоязычные детские книги.

Марина Петрашкевич,  библиотекарь детской библиотеки №8,  сделала рекомендательные списки для чтения на родном языке для читателей разных возрастов и с учетом разного читательского опыта.

Что это значит? Для только начинающих читать на белорусском языке, и для тех, кто перечитал все самое известное и ищет новые книги.  Это очень важный момент при привлечении к чтению (и редко учитывающийся при составлении списков).

 

img_20150923_193128.jpgimg_20150923_194333.jpg

 

Марина не только  описала все книги в своем списке, но и рассказала про отзывы читателей на них.  Участники мастер-класса помечали прямо в  списках заинтересовавшие их моменты.

 

img_20150923_193616.jpgimg_20150923_192148.jpg

 

А мы (ЗаЧтение), в свою очередь, рассказали про наши самые любимые маленькие театральные коллективы, которые практикуют громкие чтения в Минске (с разной степенью театрализации). Такие громкие чтения – один из великолепнейшіх способов «расчитки»  нечитающего ребенка.

Подчеркиваем, что и обзор книг и наш обзор театральных коллективов – являются личным мнением авторов экспертной встречи и  не претендуют на абсолютную истину и полноту охвата.

Но будем благодарны за подсказки! 

В конце встречи Марина пригласила всех в детскую библиотеку № 8, которая только-только вышла из капитального ремонта и готова радовать своих читателей не только замечательным белорускоязычным фондом, но красивыми интерьерами. Обязательно сходите! (ул. Пашкевич 9/2)

 

На третей встрече Ольга Вовк и Виктория Хомич рассказывали (и показывали), как правильно дарить книжные подарки. Себя фотографировать нам было не интересно, так что извините, фотографий нет). Зато есть короткий конспект выступления! Его текст принадлежит Наталье Медведь, автору блога «Маленький читатель».

 

img_20150925_193304.jpg

 

На четвертой экспертной встрече наши самые любимые авторы и замечательные эксперты в подростковой литературе Андрей Жвалевскій и Евгения Пастернак сделали обзор «сложных» подростковых книг и хороших подростковых писателей.

По мнению психологов, к тому моменту, когда ребенок сам столкнется в жизни с курением, спиртным, и, возможно, наркотиками (а это происходит, в среднем, лет в 12) внутри него уже должна быть четко сформированная позиция, выработано свое отношение к проблеме. Заниматься профилактикой в этот момент уже поздно. Если у подростка с родителями хорошие отношения, если они обсуждают вместе эти «страшные» и неудобные темы, то риск вляпаться во что-то нехорошее у подростка сильно снижается.

Но как начать разговор? На нравоучения подростки не реагируют, а родители часто не находят нужных слов…

И вот тут на помощь может прийти книга. Евгения и Андрей рассказали про книги,  которые родителям стоит прочитать самим,  чтобы потом  подсунуть своему  ребенку. 

Поговорите с ребенком о книге, возмущайтесь или радуйтесь вместе с ее героями. И тогда найдутся нужные слова, а тема покажется не такой уж страшной.

 

img_20150925_191121.jpgimg_20150925_191027.jpg

 

Знаменитые писатели (или малоизвестные российские, как они сами шутят) ответили на все вопросы участников, рассказали про будущие интересные задумки и проекты, и, конечно же, подписали свои книги.

С позволения Андрея и Евгении( и с их слов), список книг за нами и появится на сайте ЗаЧтения в самое ближайшее время.

 

Спасибо всем экспертам, которые согласились поделиться своими знаниями! Спасибо всем участникам за интерес к книге и ваши горящие глаза! 

Спасибо, Наташа Леванова, за приглашение поучаствовать в "Казачным Джэме"!