13 трендов будущего библиотек и чтения

Повезло по работе попасть на  встречу с Сарой Дювал (Sara Duvall), специалистом в сфере библиотечного образования и преподавателем библиотечно-информационных наук в Университете Шиваджи (Индия). Сара много путешествует по миру и разговаривает с библиотекарями на предмет будущего библиотек. 

 

От нее узнали, что американской библиотечной ассоциации существует “Центр будущего библиотек”. Он работает над выявлением  тенденций, имеющих отношение к библиотекам и библиотечному делу. 

 

Тенденции классифицируются (общество, технология,, образование,, окружающая среда,  политика и правительство, экономика и демография), поясняются и постоянно дополняются новыми примерами. 

За время работы центра многие тренда стали явлениями, то есть делом настоящего, а не будущего. 

 

Коллекция трендов  размещена в открытом доступе, чтобы помочь библиотекам и библиотекарям понять, как развиваются тенденции и почему они имеют значение. 

 

Мы приведем (не все!) тренды, которые заинтересовали нас лично. С небольшой выжимкой, почему это может быть важно для библиотек. 

 

1. Старение

Стареющая рабочая сила и население влияют на рабочие места, государственные бюджеты, политику, семейную жизнь и многое другое.

 

Что это может означать для библиотек?

 

Люди смогут продолжать работать после традиционного пенсионного возраста. А это  изменение среднего возраста пользователей библиотеки, особенно в академических, медицинских и специальных библиотеках, а также в возраста библиотечных специалистов.

 

Спрос на развлекательные мероприятия для заполнения времени пожилых людей возрастет, возникнет потребность в новых общественных пространствах. Большие группы пожилых людей смогут влиять на комплектование фондов (чтение на досуге, крупный шрифт), программ (поддержка Medicaid, обучение технологиям) и услуг (доставка книг, депозитные коллекции).

 

2. Анонимность

Анонимность, долгое время являвшаяся отличительной чертой общения в Интернете, возвращается - теперь пользователи могут делиться информацией в специальных приложениях и блогах без идентификации и авторизации. 

 

Что это может означать для библиотек?

 

Анонимность легко использовалась для пропаганды расизма, сексизма и прочих неприятных вещей. Возникнет потребность в открытом диалоге и авторитетной информации - а это поле деятельности для библиотек. Понимание роли анонимности в свободе слова и интеллектуальной свободе будет требовать дополнительных разъяснений. 

 

3. Искусственный интеллект

Создание «интеллектуальных» машин, которые работают и реагируют как люди.

 

Что это может означать для библиотек?

 

Искусственный интеллект может стать бесценным инструментом для организации и обеспечения доступности больших коллекций информации. И более искусным в создании контента, что, наоборот, еще  больше усложнит навигацию пользователей по сложной информационной среде.

 

Если ИИ станет серьезной угрозой для рабочих мест, то от работников, скорее всего, потребуется критическое, творческое и инновационное мышление более высокого порядка.  Что потребует новых подходов в обучении, что, в свою очередь, шанс для библиотек. 

 

Станут необходимы программы, разъясняющие  этические вопросы, связанных с компьютерами: этика искусственного интеллекта , этические основы информатики и др.

 

222.jpg

4. Базовый доход

Выплаты правительства всем людям в обществе, независимо от их дохода или условий работы, предназначенные для обеспечения не только основных потребностей, таких как еда и жилье, но и для того, чтобы люди могли заниматься самосовершенствованием  и вкладом в общество.

 

Что это может означать для библиотек?

 

Очевидный вопрос  - будет ли работа библиотечных специалистов автоматизирована и приведет ли это к нашим личным потребностям в базовом доходе?

 

Роль библиотек как пространства для преподавания, обучения и занятий хобби останется и, возможно, станет еще более популярной в обществе, где люди освобождены от труда и следуют только собственным интересам. 

 

5. Совместная работа / совместное проживание 

Совместное рабочее пространство объединяет отдельных лиц и команды, чтобы обмениваться идеями и знаниями. Точно так же пространства совместного проживания объединяют людей в общих жилых помещениях, таких как кухни и столовые, спортивные залы, театры и спа-салоны - спальни, ванные комнаты и кухни могут оставаться более приватными пространствами.

 

Что это может означать для библиотек:

 

Совместная работа и совместное проживание могут побудить библиотеки переосмыслить свое пространство, сочетая традиционные открытые планы этажей читальных залов с небольшими учебными комнатами (уже!)

 

Библиотекам, кроме предоставления своих пространств и ресурсов,  придется прилагать усилия в части поддержания общности внутри работающих групп. Для облегчения налаживания связей требуются сотрудники и персонал, которые могут вести беседы и создавать мероприятия, объединяющие людей.

 

“Хотя мы не можем предлагать шикарные льготы, такие как пиво или столы для пинг-понга, наши места абсолютно БЕСПЛАТНЫ, доступны по мере необходимости и имеют довольно приятный бонус высококвалифицированного персонала, который с радостью поможет вам”. Это пример с сайта АБА. 

 

16_11_5925_edit_1.jpg

 

6. Коллективное воздействие 

Перед лицом ограниченных ресурсов и постоянных, серьезных социальных проблем (голод, бедность, насилие, образование, здравоохранение, общественная безопасность, окружающая среда) организации из различных секторов принимают общие повестки дня для борьбы с проблемами.

 

Почему это может быть важно для библиотек?

 

Библиотеки и библиотекари часто считаются ключевыми участниками проектов, которые решают важные социальные проблемы. Библиотеки и библиотекари могут попытаться переосмыслить библиотечные проблемы и приоритеты, чтобы соответствовать крупным социальным проблемам, с которыми борется общество. Что, конечно,  потребует больше времени, разработки общих интересов и стратегий. С другой стороны, спонсоры, разочарованные отсутствием прогресса в традиционных моделях пожертвований, могут заинтересоваться моделью коллективного воздействия.  

  

7. Цифровое поколение

Родившиеся и выросшие в цифровом мире (после 1980 года) могут работать, учиться и взаимодействовать совершенно иначе, чем люди, которые родились всего лишь одним поколением раньше.

 

Что это может значить для библиотек и чтения?

 

Адаптация служб и программ библиотек к новым потребностям и ожиданиям цифрового поколения. 

 

Обучение “ цифровых аборигенов” новым технологиям.

 

Часть исследований предполагают, что у цифрового поколения может снижаться способность к эмпатии, межличностным отношениям и невербальным навыкам общения. Это может повлиять на то, как библиотекари работают друг с другом и с общественностью. 

 

8. Тактильные технологии

Технология, которая включает в себя тактильный опыт или обратную связь как часть пользовательского интерфейса, создавая ощущение прикосновения посредством вибраций, движения или других сил.

 

Что это может значить для библиотек и чтения?

 

Интеграция гаптики в медиа потребует  от библиотек переосмыслить свои системы для описания, классификации или даже поиска ресурсов. 

 

Поскольку библиотеки работают над тем, чтобы сделать текстовые или графические ресурсы доступными для более широкой аудитории, в том числе с нарушениями зрения или звука, тактильные технологии могут стать существенной частью доступности.

 

9. Совместное потребление

Традиционные модели собственности меняются. Экономика совместного потребления позволяет пользователям делиться ресурсами, товарами, услугами и даже навыками.

 

Что это может значить для библиотек и чтения?

 

Библиотеки были лидерами в демонстрации ценности и потенциала свободных / общих ресурсов и пространств. Интерес к экономике совместного потребления, по мнению некоторых опросов,  может быть поколенческим. С одной стороны это может означать возобновление интереса к ценности совместного использования библиотек, с другой - потребовать, чтобы библиотеки обновляли объем услуг и программ, доступных для совместного использования.

 

Правовые вопросы и регулирование могут создавать значительные препятствия для экономики совместного использования. Участникам в экономике совместного использования могут потребоваться ресурсы, чтобы помочь им определить юридические нюансы.

 

10. Короткое чтение

Форматы, которые используют короткие возможности чтения, помогают поощрять чтение среди тех, кто испытывает нехватку времени, не хочет читать или отвлекается на технологии.

 

Что это может значить для библиотек?

 

Короткие чтения могут быть особенно полезны для неохотных читателей, например,  подростков. 

 

Уже существуют приложения, которые дробят и отправляют на телефон тексты книг (в лучшем случае, потому что в худшем - специально написанные тревожные истории в сообщениях - примечание наше. Баба яга против, как вы поняли)

 

11. Перевернутое обучение (обратное обучение)

Модель, в которой студенты просматривают контент в режиме онлайн с помощью видео-лекций, а задания выполняются во время встреч в классе, когда учащиеся и учителя работают и решают вопросы вместе. 

 

Что это может значить для библиотек? 

 

Переход к перевернутому подходу к обучению может потребовать увеличение объема работы для преподавателей по поиску ресурсов для записи, загрузки и управления лекциями - библиотеки могли бы предоставлять подобные услуги. 

 

Библиотеки могут быть местами, в которых студенты просматривают записанные лекции. 

 

Библиотечные инструкции могут подаваться  в форматах перевернутого обучения. 

 

12. Unplugged

В мире, где информация и технологии присутствуют повсюду и всегда, возможности "отключения" могут стать более важными.

 

Что это может значить для библиотек?

 

Библиотеки могут извлечь выгоду из восприятия их пользователями как тихих мест, рекламируя некоторые места в своих зданиях как места, где можно полностью отключиться  и сосредоточиться. Это может быть ребрендинг от «тихих пространств для чтения» к «зонам отключения» или «цифровым выходам».

 

Сами библиотекари могут все чаще искать возможности быть офлайн, чтобы спокойно сосредоточиться на конкретной работе, что может быть проблемой в культуре, которая не предоставляет возможности для такого типа рабочего времени. 

 

Пример такого зала в одной из библиотек Америки: пространство без технологий, НЕучебное пространство (читайте только  для удовольствия), в котором приветствуются всевозможные дремоты. 

 

library-hotel-book-bed-tokyo-8.jpg

 

 

13. Отодвинутая зрелость

 Людям требуется больше времени для достижения пяти основных этапов взрослой жизни - завершения школы, ухода из дома, обретения финансовой независимости, женитьбы и рождения ребенка.

 

Возраст  развлекательных программ в библиотеках  может повышаться, уже существуют такие программы для 20-30 летних. 

 

Библиотеки, заинтересованные в общении с молодыми людьми в возрасте от 20 лет, могут извлечь выгоду из их существующих отношений со взрослыми, так они все еще находятся под влиянием родителей. 

 

Остальные тренды на сайте АБА. Всего их 30. 

 

Для тех, кто дочитал до конца, поделимся приемом работы с ними, который показала нам Сара. 

  1. Возьмите тренд.

  2. Напишите его сигналы.

  3. А теперь подумайте, как этот тренд соотносится с ценностями вашей библиотеки. Често. 

  4. И несколько идей, как его можно использовать себе на пользу. Наша группа работала с трендом быстрого чтения - и сопротивление в этом пункте было … большим, да. 

  5.  

Встреча с Сарой состоялась благодаря  Посольству США. Кстати, тут можно подписаться на рассылку центра будущего библиотек